4.2.3.1. Роторный топливный насос высокого давления
Схема системы питания
1 – дозатор, 2 – электромагнитный топливный клапан, 3 – подкачивающий насос, 4 – регулятор давления, 5 – форсунки, |
6 – форсунка в разрезе, 7 – роторно-плунжерный узел распределения топлива в топливном насосе высокого давления |
На валу насоса установлены две плунжерные пары, подающие под высоким давлением
топливо в цилиндры двигателя. Плунжеры получают поступательное движение за счет
воздействия на них фигурного профиля расположенного в насосе. Количество подаваемого
в цилиндры топлива регулируется дозатором, управляемым тросом от педали акселератора.
Угол опережения впрыска изменяется в зависимости от оборотов двигателя механическим
центробежным регулятором, встроенным в ТНВД.
Для остановки двигателя имеется электромагнитный клапан. При запуске двигателя
на обмотку клапана подается напряжение 12 В, клапан открывается и пропускает
топливо к насосу и форсункам. При выключении двигателя, поворотом ключа в замке
зажигания выключается топливный клапан и перекрывается подача топлива. Топливный
насос под высоким давлением через трубопроводы, подает топливо к форсункам,
которые установлены в головке блока цилиндров около камер сгорания. Форсунки
впрыскивают топливо в вихревые камеры, в которых и происходит воспламенение
топлива. Форсунки представляют собой клапан, который открывается при строго
определенном давлении топлива (110–120 бар). Распылитель, находящийся на нижнем
конце форсунки, формирует факел распыляемого топлива требуемой формы. Отсечка
топлива производится иглой под воздействием пружины форсунки. Распылитель и
игла являются узлом прецизионной точности и требуют аккуратного обращения при
ремонте. Излишки топлива после отсечки просачиваются вдоль иглы, смазывая ее
и, по обратному трубопроводу отводятся в бак.
Исправность и правильная регулировка форсунок очень важны для нормальной работы
двигателя. Если распылитель форсунки не обеспечивает факел требуемой формы или
происходит плохая отсечка, двигатель начинает работать с вибрацией, появляются
сильные механические стуки, повышается дымление.
Предупреждение
Давление впрыска является регулируемым параметром. Во время эксплуатации двигателя давления впрыска часто падает, поэтому форсунку необходимо периодически проверять и при необходимости регулировать. Необходимо отметить, что распылители от разных моделей двигателей внешне одинаковы, но имеют разные характеристики, в частности, форму факела, поэтому новые распылители следует применять только те, которые рассчитаны на данную модель.
Для облечения запуска холодного двигателя применяются две автономные системы. Одна из систем при холодном пуске поддерживает повышенные обороты холостого хода, до прогрева двигателя. Она состоит из термодатчика, установленного в головке блока цилиндров, троса в оболочке и системы рычагов на топливном насосе, На холодном двигателе датчик подтягивает трос, тем самым, повышая обороты. При нагреве рабочее тело датчика расширяется и отпускает трос, при этом на прогретом двигателе устанавливается нормальный режим холостого хода.
Вторая система служит для улучшения воспламенения топлива в цилиндрах в момент пуска. В вихревых камерах каждого цилиндра установлены свечи накаливания. Перед запуском двигателя на них подается напряжение, что показывает загорание контрольной лампочки на комбинации приборов. В течение нескольких секунд свечи накаляются до высокой температуры и контрольная лампочка гаснет, что служит сигналом для запуска двигателя. Раскаленные свечи поднимают температуру в вихревой камере и облегчают воспламенение топлива. Необходимо отметить, что свечи отключаются не сразу после запуска двигателя, а спустя некоторое время, позволяя двигателю выйти на нормальный рабочий режим.
Выход из строя даже одной свечи ведет к затрудненному запуску двигателя, с перебоями в работе и сильной вибрацией. Топливная система на дизельных двигателях обычно очень надежна. Основным условием нормальной и долговечной работы является чистота используемого топлива и отсутствие в нем воды.