9.1. Особенности устройства
Рулевое управление
1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 – правый рычаг поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – правый лонжерон кузова; |
12 – пробка маслозаливого отверстия;
13 – картер рулевого механизма; 14 – вал рулевого управления; 15 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 16 – рулевое колесо; 17 – труба верхней опоры вала рулевого управления; 18 – кронштейн вала рулевого управления; 19 – левый лонжерон кузова; 20 – стяжные хомуты регулировочной муфты; 21 – левый поворотный кулак |
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода.
Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере
(см. рис. Рулевое управление) 13, рулевое колесо
16, вал 14 руля и детали крепления.
Рулевое колесо – пластмассовое, армированное стальным каркасом. На колесе установлен
включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрывается пластмассовой
крышкой. В ступице рулевого колеса выполнено отверстие со вдвоенной впадиной,
а на валу 14 сдвоенный шлиц, за счет чего рулевое колесо крепится на валу гайкой
только в одном положении.
Вал руля своим наконечником соединяется с валом червяка при помощи шлицов и
стяжного болта. Верхняя часть вала опирается на пластмассовую втулку, установленную
на трубе 17 верхней опоры. Эта труба вставляется в кронштейн 18 и закрепляется
в нем хомутом, который стягивается болтом. К фланцу трубы верхней опоры вала
крепится переключатель указателей поворота и света фар.
Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 19 кузова с внутренней
стороны отсека двигателя тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливаются
регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка
и вала руля.
В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма)
расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом
14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в
верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках
торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок
18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных
в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике
вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается
сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные
впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на
вал только в одном положении.
Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой
винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.
В картер рулевого механизма заливается масло ТАД-17и по уровень заливного отверстия,
закрываемое пробкой 4.
Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. Рулевое
управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном
10 на лонжероне 11 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7 и 21. Средняя
тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом
и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой,
соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах
с помощью стяжных хомутов 20. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги
при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью
шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу
4 и к рулевой сошке 2.
Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез
шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим
разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу
3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником
тяги.
Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются с одной
стороны заглушкой 6, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой стороны защитным
колпачком 2.
Кронштейн 10 (см. рис. Рулевое управление) маятникового
рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого
механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна
маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается
ось 9. При сборке в кроштейн закладывается смазка Литол-24. Торцевое уплотнение
втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.