9.1.1. Диагностика отказов АТ – общая информация
Отказы АТ чаще всего происходят по одной из следующих пяти причин:
- Снижение эффективности отдачи двигателя;
- Нарушение регулировок;
- Неисправность гидравлики;
- Механические повреждения;
- Отказы бортового процессора/его сигнальной цепи.
Диагностика отказов всегда должна начинаться с наиболее простых проверок: оцените уровень и состояние ATF (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля), проверьте регулировку приводов переключения передач и дроссельной заслонки. Далее, проведите ходовые испытания автомобиля с целью определения эффективности внесенных исправлений. Если устранить проблему не удалось, следует отогнать автомобиль на станцию техобслуживания для более подробной диагностики с применением специального оборудования. Описание некоторых из симптомов нарушений функционирования АТ приведено в Разделе, посвященном диагностике отказов узлов и систем автомобиля в начале настоящего Руководства.
Первичные проверки
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Диагностика утечек ATF
Общая информация
Большинство утечек легко выявляются при визуальной проверке. Ремонт обычно состоит в замене соответствующего дефектного сальника или прокладки. Если выявить источник утечки в ходе внешнего осмотра не удается, действуйте, как описано ниже.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
В нижеследующих подразделах перечислены наиболее типичные причины развития утечек ATF и условия, которые должны быть выполнены, чтобы не произошло рецидивов.
Часть из перечисленных требований не могут быть выполнены без применения специального оборудования. В этом случае автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания. |
Утечки через прокладочные поверхности
Периодически осматривайте поддон картера трансмиссии. Проверяйте наличие на своих местах и надежность затягивания крепежных болтов, следите, чтобы на крышке не появлялось следов механических повреждений (деформация поддона может привести к выходу из строя расположенной внутри трансмиссии клапанной сборки).
К числу возможных причин развития утечек через поддон относятся чрезмерно тугое затягивание крепежных болтов, нарушение проходимости вентиляционной линии, механическое повреждение уплотнительной поверхности картера трансмиссии, разрушение прокладки, а также возникновение трещин или порозности стенок картера. Если прокладка поддона или картера трансмиссии формируется подушкой герметика, не исключена вероятность неправильного выбора типа последнего. К утечкам чрез прокладку поддона может приводить также переполнение картера трансмиссионной жидкостью, либо повышение давления ATF.
Утечки через сальники и манжеты
К числу наиболее типичных причин выхода сальников трансмиссии из строя относятся чрезмерно высокий уровень/давление ATF, нарушение проходимости вентиляционного патрубка, механическое повреждение стенок посадочного гнезда, повреждение собственно сальника, либо неправильная установка последнего. Не исключена также вероятность повреждения цапфы продетого в сальник вала, либо чрезмерный люфт последнего в результате износа подшипников.
Проверьте состояние и правильность посадки уплотнительной манжеты направляющей трубки измерительного щупа. Периодически осматривайте на наличие признаков утечек поверхность в районе расположения приводной шестерни спидометра/датчика скорости (VSS). В случае необходимости производите замену уплотнительного кольца.
Утечки через дефекты в стенках картера трансмиссии
Причиной развития утечек ATF может являться образование трещин или пор в теле картера трансмиссии, проконсультируйтесь у специалистов автосервиса.
Проверьте герметичность штуцерных узлов подсоединения шлангов охладителя ATF.
Утечки через сапун и заливную горловину
Утечки через сапун вентиляции или заливную горловину могут происходить вследствие переполнения трансмиссии, попадания в ATF охлаждающей жидкости, нарушения проходимости сапуна/вентиляционного патрубка или возвратных дренажных отверстий.
Диагностика прочих отказов АТ
Проверка исправности функционирования электронных подсистем АТ
В состав электронной части системы управления функционированием АТ входит система самодиагностики, которая посредством контрольной лампы отключения повышающей передачи (O/D OFF) предупреждает водителя о возникающих в трансмиссии неполадках. С помощью той же контрольной лампы можно определить код занесенной в память устройства неисправности.
Предупреждение и считывание кодов неисправностей становятся возможными только при включенном режиме OD (выключатель – в положении ON), так как в противном случае контрольная лампа будет гореть постоянно в своем штатном режиме. |
При возникновении неисправности датчиков скорости (VSS №1 или №2) или одного из электромагнитных клапанов (№№ 1, 2 или 4) контрольная лампа начнет мигать, предупреждая водителя о возникшей неисправности. В случае выхода из строя электромагнитного клапан № 3 (клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора) предупреждения о неисправности не будет.
Проверка исправности функционирования механических подсистем АТ
Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
Работоспособность трансмиссии и двигателя производится путем измерения частоты вращения коленчатого вала в положениях «R» и «D» АТ при полностью заторможенном автомобиле.
ATF должна быть прогрета до нормальной рабочей температуры (50 – 80 град.). Длительность каждой проверки не должна превышать 5 секунд. |
Проверку следует производить силами двух человек: один должен наблюдать за колесами автомобиля, второй производит необходимые манипуляции в салоне автомобиля.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Если частота вращения двигателя в обоих случаях оказывается одинаковой и ниже требуемой, следовательно, двигатель не развивает полную мощность, либо неисправна муфта свободного хода гидротрансформатора АТ.
Если частота вращения двигателя выше требуемой в положении трансмиссии «D», это может свидетельствовать о чрезмерном снижении давления в основной магистрали, пробуксовке в муфте свободного хода № 2, нарушении исправности функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи раздаточной коробки.
Превышение частоты вращения двигателя в положении «R» трансмиссии свидетельствует о падении давления в основной магистрали, пробуксовке в муфте прямой передачи, пробуксовке в тормозе первой и задней передач, нарушении исправности функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо пробуксовке в муфте прямой передачи раздаточной коробки.
Если обороты двигателя завышены в обоих положениях трансмиссии, значит, либо чрезмерно упало давление в основной магистрали, либо уровень ATF не соответствует требуемому значению, либо нарушена исправность функционирования муфты свободного хода повышающего планетарного ряда, либо имеет место пробуксовка в муфте прямой передачи раздаточной коробки.
Проверка времени запаздывания переключения
Если при работающем на холостых оборотах двигателе перевести рычаг селектора в один из диапазонов движения вперед, до момента начала движения должно пройти некоторое время. По длительности данной задержки можно судить об исправности функционирования блокировочных муфт повышающего планетарного ряда, переднего хода, прямой передачи и тормоза первой и задней передач.
Проверку следует производить на прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе. Конечный результат следует получать методом осреднения результатов трех проверок, между каждой из которых должно пройти не менее одной минуты. Ниже приведено подробное описания хода выполнения данной проверки. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Причиной чрезмерной величины задержки включения может являться слишком низкое давление в основной магистрали, нарушение исправности функционирования муфты переднего хода, муфты свободного хода повышающего ряда планетарной сборки, либо тормоза первой и задней передач.
Гидравлический тест
Проверка производится силами двух человек. |
Проверка производится при прогретой до нормальной рабочей температуры (50 – 80 град.) ATF.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Причинами заниженных результатов помимо перечисленных выше могут являться также нарушение исправности функционирования масляного насоса, и выход из строя блокировочной муфты повышающего планетарного ряда, муфта прямой передачи планетарного ряда раздаточной коробки (Н), муфты переднего хода раздаточной коробки (Н, L), либо тормоза включения понижающей передачи раздаточной коробки (L).
Если давление занижено только в режиме «D», следовательно имеется утечка рабочей жидкости в контуре управления в соответствующем диапазоне, либо неисправна муфта переднего хода.
Причиной занижения давления в режиме «R» может являться утечка рабочей жидкости в соответствующем диапазоне, либо нарушение исправности функционирования тормоза первой и задней передач.
Ходовые испытания
Испытания должны производиться при прогретой до нормальной рабочей температуры (50 – 80 °С) ATF. |
Проверка в диапазоне «D» в нормальном и спортивном режимах работы АТ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Проверка в диапазоне «2»
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Проверка в диапазоне «L»
При включении режима «L» любые повышающие переключения запрещены, – автомобиль должен двигаться все время на первой передаче.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Проверка в диапазоне «R»
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Проверка в диапазоне «Р»
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|