2.7. Измерение компрессии
Измерение компрессии в цилиндрах двигателя позволяет установить степень герметичности клапанов и поршневых колец. От этого зависят мощность двигателя, легкий запуск двигателя на морозе, потребление масла и расход топлива, а также образование дыма дизелем. Замер производится следующим образом:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Величина давления
Для точного измерения компрессии необходимо предварительно отрегулировать зазоры в клапанном приводе, как это было описано в главе «Регулировка зазора в клапанном приводе». Для нормальной работы двигателя важна не только степень сжатия, но и одинаковое ее значение во всех цилиндрах. Во время измерения при одинаковой частоте вращения стартера нормальными считаются следующие величины:
Двигатель |
Краткое обозначение типа двигателя |
Нормальное давление сжатия |
Граница износа |
Максимальное различие величин между цилиндрами
|
1,4 л 1,7 л 1,8 л 16V Дизель |
C3J F3N F3P F7P F8Q |
11—13 бар 12—14 бар 12—14 бар 13—16 бар 28—34 бар |
6 бар 8 бар 8 бар 10 бар 24 бар |
3 бар 3 бар 3 бар 3 бар 5 бар |
Слишком низкое давление
Низкая величина компрессии не обязательно свидетельствует о неисправности. Причиной этого может быть несоответствие данных измерения различными контрольно-измерительными приборами. Гораздо хуже, если разница между 4 результатами, полученными при измерении давления в цилиндрах, превышает 3, а на дизеле 5 бар. Причиной это может быть:
- износ поршней и поршневых колец;
- осадка поршневых колец из-за образования нагара;
- овальная форма цилиндров как следствие прихватов поршня;
- отложение нагара на клапанах;
- западание клапанов;
- прогорание клапанов из-за слишком маленького зазора в клапанном приводе.
Рекомендация: в большинстве случаев причиной низкой компрессии сжатия является неплотная посадка клапанов, что приводит к снижению мощности двигателя. Для устранения неисправности производят либо притирку клапанов, либо ремонт головки блока цилиндров. |
Поиск причины неисправности
Чтобы определить причину слишком низкой компрессии, применяют следующий метод. В отверстие свечи зажигания (накаливания) заливают немного густого масла и измеряют давление еще раз.
- Если давление низкое, то причина — неисправность клапана.
- Если давление стало более высоким, значит причина неисправности — поршневые кольца и, вероятно, цилиндры. Залитое масло на некоторое время уплотняет зазоры между поршнем и стенками цилиндра, что приводит к повышению компрессии.
Контрольная проверка снижения компрессии
Более точные данные можно получить при проведении контрольной проверки, которую делают в некоторых автомастерских. Прибор для измерения давления сжатия состоит из 2 отсеков, причем в одном поддерживается постоянное давление. Второй отсек связан шлангом через отверстия свечей зажигания (отверстия впрыска на дизеле) с камерой сгорания, а через жиклер с первым отсеком и с измерительной шкалой. Если проверяемая камера сгорания теряет давление, это отображается на шкале. Более крупную неплотность можно определить прослушиванием:
- Свистящий шум в выхлопной трубе указывает на неисправность выпускного клапана.
- Выход нагнетаемого воздуха из воздушного фильтра указывает на неисправность впускного клапана.
- При неисправной прокладке головки блока цилиндров или трещине в головке блока нагнетаемый воздух выходит из ближайшего отверстия свечи зажигания (накаливания) или из открытого расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
- В случае износа стенок цилиндра, поршня или поршневых колец газы попадают в картер и выходят через патрубок или трубку масляного щупа.