23.34. Защити свою машину сам
Защити свою машину сам
Можно сколько угодно сетовать на власти, не принимающие должных мер к сокращению числа угнанных автомобилей, законы, недостаточно сурово карающие современных конокрадов, и вообще всех и вся. Но, как говорится, "бог помогает только тем, кто не забывает сам себе помочь". Тот, кто потрудился оснастить своего железного коня разумным набором противоугонным устройств, как правило, его не лишается.
Чтобы угнать машину, нужно попасть внутрь. Для этого существует всего два способа: разбить стекло или открыть замок с помощью ключа, отмычки или другого приспособления. Можно, конечно, углубиться в технологию этого дела, что само по себе небезынтересно. Но с нас довольно того, что преступники ею владеют в совершенстве. А что этому можно противопоставить?Можно, конечно, ездить на инкассаторском броневике - там стекло не разобьешь даже с помощью "Калашникова". Вы согласны? Можно пойти по более простому пути - повысить прочность стекла. Например, с помощью специальных "бронирующих" пленок. С ключами сложнее. Можно поставить дополнительный замок, но, как показывает практика, это не слишком эффективная защита. Впрочем, если нет возможности воспрепятствовать вскрытию машины, то надо хотя бы узнать об этом - любая сигнализация срабатывает при открытии двери.Следующий шаг, который должен сделать угонщик, - запустить двигатель. Именно здесь пролегает главный рубеж обороны большинства имеющихся на рынке противоугонных устройств. Причем для иммобилайзеров - это главная задача, а для сигнализаций - вспомогательная. Разумеется, все блокировки преодолимы. Но помня о том, что абсолютной защиты не бывает, постараемся создать злоумышленнику возможно больше трудностей. И в этом отношении грамотно поставленный иммобилайзер предпочтительнее. Кроме того, для снятия блокировок необходимо открыть капот. Поэтому не помешает установить на нем дополнительный замок. Обратите внимание: как иммобилайзер, так и сигнализации различаются по уровню защиты и количеству основных и дополнительных функций. При этом цена зависит как от первого, так и от второго обстоятельства. И дороговизна системы - отнюдь не признак высоких охранных свойств. Возможно, просто в ней очень много вспомогательных функций. Запущенный двигатель и едущий в нужном направлении автомобиль - не одно и то же. На этом постулате базируется последний рубеж защиты машины. Его составляют всевозможные механические системы - замок руля, педалей, трансмиссионный замок. . . Если есть основания опасаться, что машину просто утащат на буксире, то можно применить блокатор. Теперь перейдем к практике. Посмотрев рекламу, легко убедиться, что противоугонные устройства очень разнообразны. Нужно оценить особенности использования именно вашего автомобиля: какой он марки, каково его техническое состояние, где, как и с кем вы обычно ездите, где оставляете машину регулярно, где изредка, где она ночует и т. д. В зависимости от этого нужно оценить риск угона. После этого вы будете точно знать, сколь велики те жертвы, которые можно принести ради сохранности машины. Такое знание очень пригодится вам при переговарах с установщиком. Конечно, грамотный менеджер в фирме-установщике противоуголнных систем должен выяснить, что же вам требуется. Кроме того, никто не знает лучше него все особенности имеющихся в наличии систем и приборов и никто лучше него не сможет помочь вам подобрать "по месту" нужную конфигурацию и комплекс защитных средств. Поэтому отнеситесь с большим вниманием ко всему, что он вам рассказывает, и придерживайтесь здравого смысла. Не забывайте, что у менеджера есть и свои интересы. Порою неопытные люди тычут пальцем в самые дорогие системы, полагая их самыми лучшими. Потом приезжают с просьбой отключить функцию, потом другую. . . В конце концов у них возникает вопрос: за что же плачены деньги? Не переоценивайте свои возможности. Если сталкиваетесь с противоугонными системами впервые, то выбирайте наиболее простые в управлении. Что такое "взбесившаяся сигналка" знаете? Нет? Значит, вам повезло с соседями. Чаще всего сигнализация "сходит с ума" из-за неправильного с ней обращения и неспособности разобраться в обилии основных и дополнительных функций. И дело вовсе не в бестолковости отдельных автовладельцев. Ведь если машина взбунтуется из-за срабатывания противоугонной системы, то неопытному человеку очень трудно сообразить, что к чему. А потому не забудьте взять с установщика инструкцию пользователя и не ленитесь с нею в руках немного попрактиковаться. В пустынном, разумеется, месте. Впрочем, сигнализации бесятся не только из-за неправильного обращения. А потому вопрос о надежности вполне актуален. Зависит надежность в большей степени от установщика. Тут приходится полагаться на его репутацию и гарантийные обязательства. Но не менее важна исправность самого автомобиля. Так что если хотите защитить подержанную машину, заранее приготовьтесь к дополнительным расходам на ремонт замков, электрооборудования. . . Назовем пятерку самых, по нашему мнению, "надежных сигнализаций": Bosch, Clifford, Sirio 777 Mouse, Sicura, Prestige. Абсолютная защита невозможна. Ведь в крайнем случае всегда можно погрузить легковую машину в кузов грузовика или утащить ее эвакуатором. Но сегодня угоны автомобилей - это бизнес, а всякий бизнес стремится к сокращению издержек. Поэтому предпочтение отдается машинам, не осложняющим жизнь. Так создайте угонщикам трудности.
Иммобилайзеры
В советские времена одним из самых популярных противоугонных средств была "секретка" - спрятанный в дебрях подкапотного пространства или закоулках салона дополнительный выключатель зажигания. В постсоветские времена выяснилось, что это устройство не чуждо и миру капитала. Правда, там над ним хорошенько поработали, в результате чего получилось устройство, именуемое "иммобилэй-зер". Главная задача иммобилайзера - разорвать одну или несколько жизненно важных для работы машины электрических цепей и таким образом воспрепятствовать угону. При использовании дополнительных устройств, например электромагнитных клапанов, возможна также блокировка работы неэлектрических систем. Основная особеность иммобилайзера заключается в том, что при его разрушении или несанкционированном отключении системы автомобиля остаются блокированными.
Противоугонные системы
Стремление как можно надежнее защитить машину от угона вело к разработке все более и более сложных конструкций. Так появились устройства, которые правильнее называть противоугонными системами. Одна из них - "Векта". В ней основной блок выполнен неразборным, все провода имеют один цвет, причем некоторые из них - ложные. "Векта" позволяет разрывать четыре цепи, а еще в двух менять полярность проводов. "Киборг", активно продвигаемый на наш рынок "Аларм-Сервисом", - система более высокого уровня. В ней основной блок подключается к штатной проводке автомобиля, а разрывы жизненно важных цепей осуществляются специальными устройствами. Малые размеры сильно затрудняют их поиск. Кроме того, "Киборг" имеет широкий перечень дополнительных функций и подключен к городской пейджинговой сети. Можно позвонить своей машине по телефону и приказать завестись. Или, наоборот, остановиться.
Сигнализации
Изначально идея заключалась в том, чтобы известить владельца о покушении на его любимца. Современные сигнализации далеко ушли от примитивных систем на "двух кнопках". Практически все они имеют дистанционное, от брелка, включение - с помощью инфракрасных лучей или радиоволн. В последнем случае применяется двойной или плавающий, постоянно изменяющийся, код. Широко применяется блочная архитектура: основной блок может работать с широким набором датчиков, выход же можно подключать к штатному сигналу машины или сирене - обычной или с автономным питанием, реагирующей на отключение электричества. Можно обойтись и без шума, если вместо сирены подключить пейджер (не путайте с пейджинговой сетью, это другой пейджер), который запищит в кармане владельца машины при срабатывании сигнализации. Не лишены современные сигнализации и противоугонных функций. Даже простейшая из них блокируетработу хотя бы одной электрической цепи. Принципиальное отличие от иммобилайзеров состоит в том, что при отключении питания блокировки, как правило, отключаются. Современные люди любят всевозможные услуги. Ну, разве плохо, если сигнализация сама закроет замки дверей? Сегодня эту функцию можно считать стандартной.
Дополнительные замки
Еще лет десять назад в глубинке можно было увидеть не только грузовик, но и вполне респектабельную "Волгу" с торчащими из двери здоровенными проушинами под навесной амбарный замок. Потом первыми на нашем рынке "пошли" устройства, блокирующие рулевое колесо и педали. Автолюбители со стажем хорошо помнят эти массивные железяки жутковатого вида. Стоит упомянуть и "израильское чудо" - MubtHok - замок, фиксирующий рычаг переключения передач. Очевидно, что машину с "автоматом" эти устройства защищают лучше, поскольку механическая коробка позволяет буксировать автомобиль с выжатым сцеплением. Следующий вид противоугонного устройства - блокиратор колес, гроза нарушителей правил парковки. И наконец последняя конструкция - дополнительный замок капота. Правда, сам по себе замок не представляет преграды для угонщика. Ведь для запуска двигателя современного автомобиля не требуется открывать капот, а тем более - багажник. Поэтому такие замки хороши лишь в качестве дополнительной меры, затрудняющей доступ к сигнализации или иммобилайзеру.
Джеки против гоп-стопа
Из всего многообразия функций одна заслуживает отдельного рассказа. Это - защита машины при разбойном нападении. Наиболее распространены "джеки" - Hight Jack и Black Jack. Хай Джек включается с брелка - того, что ставит машину на охрану, или собственного. В принципе предусмотрено следующее: вот машину у вас отобрали, а вас "выкинули". Вы быстренько жмете на кнопку. Дальше происходит следующее: сразу или с небольшой задержкой глохнет двигатель и включается сигнализация. После этого привести машину в рабочее состояние с помощью брелков уже невозможно. Разумеется, включить Хай Джек нужно до того, как машина уедет за пределы действия брелка. Недостаток состоит в том, что "выкидывают", как правило, из машины с ключами ибрелком, а посему надо все время иметь с собой дополнительный брелок или хотя бы хранить основной отдельно, что, согласитесь, не очень удобно. Блэк Джек включать не нужно. Его нужно выключать. Обычно после каждого открытия двери. В противном случае он предупреждает забывчивого водителя, а затем останавливает двигатель, но в момент, когда угонщик сбросит "газ", что делает остановку машины более безопасной как для владельца машины (разбойники уже далеко), так и для тех, кто едет рядом.
Противоугонный "иммунодефицит"
Чем блокировка пассивней, тем лучше
От угона иммунитета нет. Если автомобилю можно сложить цену, он потенциально является товаром, а значит - и объектом угона. Что может быть украдено, украдено будет. Вопрос только где и когда.
Самым совершенным средством защиты остаются электронные системы - охранная сигнализация и противоугонные устройства. Задача первой - оповестить о попытке угона и оказать на вора психологическое воздействие. Но что от нее толку, если машина стоит на улице, а спальня окнами выходит во двор?! Даже вовремя сработавшая, она у прохожих не вызывает ничего, кроме раздражения. Вор тоже не сильно "хвылюется", твердо зная, что сработал всего лишь пугач. А пока хозяин наденет спортивные штаны и спустится на лифте, можно успеть добраться и до канадской границы. Поэтому сигнализации американского типа, столь популярные в СНГ, в Европе не применяются. Ведь при ложном срабатывании владельцу пришлось бы оплачивать все выезды на место происшествия наряда полиции. К счастью (в этом смысле), наша милиция на вой сирены автомобиля реагирует крайне редко. На ее зов бежит только сам владелец, вынужденный сначала убедиться, что тревога не ложная и только потом вызывать милицию. А в ожидании ее - пытаться отбить автомобиль. Противоугонки намного эффективней, сложнее и дороже одновременно. За границей лучшей рекламой охранной системы является признание ее ассоциацией страховых компаний. Иначе соваться на рынок с ней не стоит. И что не пошло у "них", сейчас заполонило рынок наш. У нас подобной ассоциации нет, поэтому страховые компании экспертизу вынуждены проводить самостоятельно. Обобщим некоторые из выдвигаемых требований - выделим основные составляющие систем по степени защиты и оценим их эффективность.
I. Системы допускав салон и запуска двигателя.
Ключи
Предают хозяина, если попали в чужие руки. Появившиеся недавно замки системы Tlris - не исключение. Напомним, там в ключ вмонтирована кодированная микросхема без источника питания, в замок, соответственно, ридер (радиосчитыватель), периодически запрашивающий ключ. Если микрочип опознан, система отключает сигнализацию и разблокирует двигатель. Увы, Tlris защищает только от отмычек и поддельных ключей.
Брелок ДУ
Используются инфракрасная, радио - или ультразвуковая связь. Удобен, но предать может так же. А если села батарейка, то создает одни проблемы: ни поставить автомобиль на охрану, ни снять с нее, ни разблокировать двигатель. Причем, в самый неподходящий момент. И многие уже бывали угонщиками собственного автомобиля. Система отказывает, если поблизости включен постановщик помех - широкополосный генератор шума или ему подобное устройство. Да и средств вскрытия - сканнеров, грабберов и т. п. уже ненамного меньше, чем самих систем. Карточка или брелок TlrisВещь еще более удобная. Пока находится в зоне действия ридера, автоматически подтверждает право на запуск двигателя и управление автомобилем. Если связь теряется (водитель с карточкой покинул автомобиль), двигатель автоматически заглушается. Не отвлекает пользователя и обеспечивает наивысший комфорт. Но, как и другие материальные носители пароля, допускает несанкционированный доступ, попав к вору. Попытка получить максимум комфорта, применив несколько носителей Tlris, приводит зачастую к результату прямо противоположному - их конфликту при очередном считывании и срабатывании защиты.
Наборный пароль
В секретных службах этот вид допуска считается наиболее защищенным. Есть два неудобства - надо помнить пароль и вводить его. Зато автомобили с подобными системами допуска угоняются намного реже. А вводить пароль не сложнее, чем набирать номер телефона. Именно поэтому многие уженачинают комбинировать систему из недорогой сигнализации и противоугонки с набором пароля для допуска. А фирмы-производители успели оперативно наладить их выпуск. В современных престижных автомобилях этот режим включают в программу штатного бортового компьютера. Системы, требующие ввести пароль после запуска двигателя. Иначе двигатель будет заглушён при первом торможении или снижении оборотов. В этом и кроется их главный недостаток - не снижай скорости и угоняй. Второй минус - упрощенный пароль, так как его нужно вводить во время движения. Комбинированные системы допускаНапример, радиобрелока или карточки Tlris для внешней охраны и допуска по паролю для запуска двигателя. Наиболее устойчивая система по степени защиты.
II. Сигнализация (звуковая, световая и радиопейджер)
Применяется два уровня сигнализации - предупреждающая и тревожная. Тревожная должна включаться, если не среагировали на предупреждающую. Включающаяся без повода, она только раздражает и вскоре перестает привлекать внимание. Этим часто пользуются похитители, специально тревожа выбранный автомобиль. Иногда используют однообразие голосов сирен - рядом с выбранным автомобилем ставят свой с такой же сиреной и периодически включают. Когда хозяин перестал реагировать, от "дрессировки" переходят к действиям. Поэтому позаботьтесь, чтобы звучание Вашей сигнализации отличалось от других. Или же купите радиопейджер. Он без лишнего шума оперативно сообщит Вам, что происходит с автомобилем. Некоторые к пейджеру подключают реле, включающее фонарь освещения место стоянки и таким приемом имитируют неусыпное наблюдение. Но учтите, что пейджер так же легко подавляется постановщиком помех и всегда есть шанс утром встать сладко выспавшимся, но несколько обедневшим.
III. Системы блокировки запуска двигателя или принудительного его выключения
Зарубежные страховые компании требуют, чтобы противоугонное устройство обеспечивало блокировку не менее трех узлов: стартера, зажигания и топливоподачи. И как следствие - пассивную блокировку двигателя,если процессор не работает (отключен или уничтожен). Активная же обеспечивает иммобилизацию только при работающем процессоре. К тому же чтобы оставить возможность пользоваться автомобилем при отказе охранной системы, во многих из них применяется режим нормально замкнутых контактов блокирующих реле. Этим и пользуются угонщики: достаточно оборвать провод питания главного блока - и вся система обезврежена. Чтобы отыскать его даже среди одинаковых по толщине и цвету проводом, хватит лампочки с острым щупом. Прокалывается изоляция провода, находится оставшийся под напряжением при выключенном зажигании и направление дальнейших действий понятно даже двоечнику. Если провода от блокируемых цепей сходятся к одному блоку, угонщику это только облегчает задачу. Решение занимает пару минут. Здесь вновь преимущество за пассивными блокировками, особенно если это микроиммо-билайзеры и они разбросаны по всему автомобилю. И тем более, если они вмонтированы в штатные блоки автомобиля, так как при этом нейтрализовать их перемычкой просто невозможно. В системах, обеспечивающих принудительное глушение двигателя, должна работать сигнализация, предупреждающая, что с автомобилем происходит что-то неладное и от него следует держаться подальше. Иначе есть шанс возвратить автомобиль, пострадавший не столько от угонщика, сколько от невольных соседей по трассе.
IV. Системы возврата автомобиля
Речь идет о пресечении разбойного угона. При нем разумней позволить угонщику отъехать и на безопасной для Вас дистанции принудительно выключить двигатель. Режим обычно включается со специального брелока. Но его угонщики, вероятней всего, отберут, а при движении постараются не снижать оборотов двигателя. Так как подобные системы тоже выключают двигатель при снижении оборотов ниже определенного уровня. Или же применяют постановщик помех, тогда и необходимость отнимать брелок отпадет. А еще вероятней - будут катать Вас в автомобиле, пока не выявят все ловушки. Потом предложат отключить их все, обучить делать это и только после этого выдворят. Вот тогда шансов на возврат автомобиля практически не останется. Точнее, так было до недавнего времени. Появились системы, позволяющие звонком по телефону блокировать двигатель на удалении в десятки километров. Об одной из них мы узнали недавно, при получении пейджера сети "ЛИНК телеком". В перечне прилагаемых услуг значилась и "пейджингвая охранная автосигнализация". Чем глубже вникали мы в суть системы, тем больше она нас заинтересовывала. Чтобы избежать обвинений в рекламировании, не станем приводить ее название, перечислим лишь элементы, показавшиеся нам Асе of Base ("тузом в колоде"). Это специализированный бортовой компьютер на базе процессора "Intel", обученный охранять автомобиль. Система построена на микроиммобилайзерах, размещаемых возле или внутри объекта контроля. Их может быть до восьми независимых. В нее можно включить любое разумное количество сигнализаторов и сенсоров. Управление системой и ввод паролей допуска производятся вручную с двухкнопочной клавиатуры. Индикация состояний, подтверждение выполнения операций и некоторые подсказки производятся многоцветным индикатором и музыкальными сигналами. Возможно оперативное перепрограммирование для изменений алгоритма работы системы. Компьютер защищен от воздействия электрошоком или от постановки радиопомех и запоминает попытки их применения. Возможна установка приемника пейджинговых сигналов ("Motorola") для приема внешних команд. Простейшая из них - звуковой пейджер: процессор по радиокоманде проигрывает в салон одну из набора легкоузнаваемых мелодий. Так можно передавать водителю условные сообщения, не отвлекая от вождения. Цена системы в минимальной конфигурации - около двухсот долларов США, с приемником - вдвое больше.
Почему тускнеют фары
Или как добиться наиболее эффективного освещения
Поговорим о том, почему со временем фары начинают давать тусклый свет, возможно, и достаточный на пустынном шоссе, но совершенно неэффективный на оживленном, особенно, если велик встречный поток. Иногда грешат на генератор и регулятор напряжения, в нем есть доля истины: неисправности этих приборов заметны по "движению" светового потока, как бы подчиняющемуся количеству оборотов двигателя. Понятно, что неважная работа генератора и регулятора напряжения влияет не только на эффективность фар - в первую очередь страдает аккумулятор, либо не получающий полноценного заряда, либо напротив - получающий его в избытке, от чего "кипит" электролит. Фары в этом случае играют лишь роль индикатора, хотя избыточное напряжение сильно снижает ресурс ламп. Постоянное же тусклое излучение возникает по другим причинам: либо сильно загрязняется или покрывается коррозией рефлектор, либо покрывается темным налетом внутренняя поверхность колбы лампы. Если долговечность рефлектора зависит от многих факторов, о которых мы еще поговорим, то даже вполне исправная лампа "набирает" темный налет за каких-нибудь 30-50 тысяч километров. Эффективность ее в таком случае процентов на 20 ниже новой. Рефлектор "живет" дольше. В современных автомобилях рефлектор и стекло фары являются, так сказать, неделимым целым, что в первую, конечно, очередь обеспечивает наиболее оптимальный световой пучок, а во вторую - герметичность. Именно недостаток герметичности способствовал проникновению внутрь фары пыли, которая потом пригорала на рефлекторе и снижала его светоотдачу. То же самое происходило и с влагой, активно конденсировавшейся на рефлекторе, что вызывало коррозию. Лет пять назад с коррозией пытались бороться каким-то невероятным способом, заливая в фару красную тормозную жидкость. Мода на эту, скорее вредную, нежели полезную затею прошла, зато появилась другая крайность - плексигласовые "очки" на стекла. Кроме того, что такая защита снижает светоотдачу, "размазывая" направление лучей, она вызывает сильный нагрев повторение рефлектора. Какой в таком случае прок от защищенного от камней стекла, если страдает рефлектор - не понятно, тем более, как уже было сказано, стекло и рефлектор ныне представляют неделимое целое? Кстати, поэтому нет никакого смысла покупать "линзу" отдельно: хорошего света от такой фары никогда не добиться. Наконец, что касается регулировок. Даже отличнейшие фары, снабженные галогенными лампами, могут оказаться в дороге бесполезными, если они отрегулированы абы как. Не у каждого, да и не всегда находится возможность произвести регулировки на стенде. Поэтому весьма неплохие результаты дают старые, хорошо испытанные способы "домашней" регулировки. Машину устанавливают на ровную площадку, отмеряют 30 метров и ставят на отметку, допустим, кирпич. Одну из фар, включенную на ближний свет, чем-нибудь завешивают, а во второй - вращают регулировочные винты так, чтобы границу освещенности вертикально подвести к поставленному кирпичу. То же самое делают и с другой фарой. Дальний свет регулируют в горизонтальном направлении, но уже без кирпича: тут важно добиться, чтобы пучки от обеих фар не раздваивались и не сходились в середине.