6.4.3. Проверка исправности функционирования и замена компонентов систем снижения токсичности отработавших газов
Система вентиляции картера (PCV)
Все модели
Компоненты системы не нуждаются в специальном обслуживании сверх обычных проверок
состояния шлангов и их штуцерных соединений в соответствии с Графиком текущего
обслуживания автомобиля (см. Главу
Текущее обслуживание).
Система улавливания топливных испарений (EVAP) - бензиновые модели
Проверка
В первую очередь всегда проверяйте состояние вакуумных шлангов, нарушение проходимости,
отсоединение или повреждение которых чаще всего и оказывается причиной отказа
системы (сверьтесь со схемой прокладки шлангов, приведенной на ярлыке VECI Вашего
автомобиля). В случае необходимости замените поврежденные шланги. Полная диагностика
системы возможна только с применением специализированного оборудования, подключаемого
к разъему DLC (см.
Принцип функционирования систем впрыска
топлива). В случае отказа клапан продувки и/или угольный адсорбер подлежат
замене.
Замена
Угольный адсорбер
Угольный адсорбер установлен под правым передним крылом автомобиля.
|
- С целью обеспечения адекватного доступа к адсорберу взведите
стояночный тормоз, затем поддомкратьте передок автомобиля и установите
его на подпорки. Снимите правое переднее колесо.
- Выверните крепежные винты, отпустите фиксаторы и снимите локер
защиты колесной арки.
- Отсоедините электропроводку и снимите сборку бокового повторителя
указателя правого поворота (см. Главу
Бортовое
электрооборудование).
|
- Отдайте гайку крепления адсорбера. В двигательном отсеке отсоедините
от адсорбера шланги, предварительно их промаркировав. Снимите
адсорбер с автомобиля.
|
|
- Установка производится в обратном порядке. Проследите за правильностью
подсоединения шлангов и надежностью затягивания крепежа.
|
|
Клапан продувки адсорбера
|
Клапан продувки установлен в правой части
двигательного отсека, позади воздухоочистителя.
|
|
- Выключите зажигание, отожмите на фиксатор и рассоедините контактный
разъем электропроводки клапана.
- Отсоедините от клапана шланги (постарайтесь запомнить порядок
из подключения), Отпустите фиксаторы, отделите клапан от корпуса
воздухоочистителя и снимите его с автомобиля.
- Установка производится в обратном порядке.
|
|
Контроль состава отработавших газов
Проверка
Каталитический преобразователь
Диагностическое оборудование для проверки исправности состояния каталитического
преобразователя является дорогостоящим и крайне сложным в эксплуатации. При
возникновении подозрений на отказ преобразователя, отгоните автомобиль для проверки
на станцию техобслуживания.
Каждый раз, когда автомобиль по какой-либо причине поднимается над землей,
осматривайте преобразователь на наличие признаков механических повреждений,
следов утечек и развития коррозии. Проверяйте состояние сварных швов и надежность
затягивания фланцевых болтов крепления устройства к секциям системы выпуска
отработавших газов. Дефектный каталитический преобразователь подлежит замене.
Несмотря на надежность конструкции преобразователя, существует достаточно высокая
вероятность его закупорки. Простейшим способом проверки проходимости преобразователя
является проверка с применением вакуумметра.
|
- Подсоедините вакуумметр к источнику разрежения впускного трубопровода
(см.
Процедуры ремонта дизельных двигателей
1.7 л и 2.0 л без извлечения их из автомобиля).
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, переведите
рычаг селектора в положение «Р» (модели с АТ), либо включите нейтральную
передачу (модели с РКПП) и взведите стояночный тормоз.
- Считайте показания вакуумметра при холостых оборотах двигателя.
- Быстро откройте дроссельную заслонку почти до упора, затем
сразу же отпустите, сбросив обороты до холостых. Считайте и запишите
показания вакуумметра.
- Повторите описанную проверку еще трижды, каждый раз записывая
результат.
- Если результат четвертого измерения оказывается более чем на
2.54 мм рт. ст. ниже снятого при холостых оборотах показания,
следовательно, существует вероятность нарушения проходимости преобразователя,
либо глушителя.
|
|
Лямбда-зонд (кислородный датчик)
|
- Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема
введите разогнутую канцелярскую скрепку в гнездо контакта сигнального
провода (клемма № 1 [ ]), вторую скрепку введите в гнездо клеммы
№ 2 (масса). Подсоедините к первой скрепке положительный щуп вольтметра,
отрицательный подключите к скрепке введенной в клемму заземления.
Взведите стояночный тормоз, переведите рычаг селектора АТ в положение
«Р», на моделях с РКПП выберите нейтральную передачу. Поддомкратьте
передок автомобиля и установите его на подпорки.
|
|
- Запустите двигатель и начинайте отслеживать изменения сигнального
напряжения лямбда-зонда.
|
Старайтесь
не прикасаться к разогретым поверхностями системы выпуска
отработавших газов!
|
- На начальном этапе холодный датчик должен вырабатывать постоянный
сигнал амплитудой 0.1—0.2 В (режим разомкнутого контура). Спустя
около двух минут двигатель достигнет нормальной рабочей температуры
и показания датчика начнут колебаться в пределах от 0.1 до 0.9
В (режим замкнутого контура). Если система не переходит в режим
замкнутого контура, либо переходит с недопустимо большой задержкой
(ленивый датчик), замените датчик.
- Проверьте также исправность функционирования нагревателя лямбда-зонда.
Рассоедините разъем электропроводки зонда и подключите омметр
между клеммами нагревателя (клеммы №№ 3 и 4). Номинальное сопротивление
составляет 10—40 Ом.
- Проверьте исправность подачи питания на нагреватель. Рассоедините
электрический разъем и измерьте напряжение на нем со стороны жгута
между клеммой № 4 и массой. При включенном зажигании (не запускайте
двигатель) вольтметр должен фиксировать напряжение батареи. Если
питание отсутствует, проверьте состояние электропроводки на участке
цепи между главным реле, ECM и лямбда-зондом.
- При отрицательных результатах перечисленных выше проверок,
замените неисправный датчик.
|
|
Замена
Каталитический преобразователь
Каталитический преобразователь относится к числу не нуждающихся в обслуживании
компонентов, однако, существуют некоторые моменты, на которые владелец соответствующим
образом оборудованного автомобиля должен обратить внимание.
- Не заправляйте оборудованный каталитическим преобразователем автомобиля
неэтилированным топливом, - содержащийся в нем свинец откладывается на покрытых
редкоземельными металлами поверхностях катализатора, что в существенной мере
снижает эффективность функционирования преобразователя и в конечном итоге
может привести к полному выходу его из строя;
- Следите за исправностью состояния компонентов системы выпуска отработавших
газов, регулярно производите необходимые проверки в соответствии с Графиком
текущего обслуживания автомобиля (см. Главу
Текущее обслуживание);
- При возникновении пропусков зажигания, следует отказаться от пользования
транспортным средством до момента устранения неисправности, - попадающее в
преобразователь несгоревшее топливо может затем воспламениться и явиться причиной
выхода катализатора из строя;
- По той же причине следует отказаться от запуска двигателя путем буксировки
или толкания автомобиля;
- Не выключайте зажигание при высоких оборотах двигателя;
- Не используйте никакие присадки к топливу и двигательному маслу, - они
могут содержать, вредные для каталитического преобразователя компоненты.
- При появлении на выходе системы выпуска отработавших газов сизого шлейфа,
являющегося следствием выгорания двигательного масла составители настоящего
Руководства также рекомендуют отказаться от эксплуатации автомобиля (см. пункт
с);
- Помните, что каталитический преобразователь функционирует при очень высоких
рабочих температурах, - не паркуйте автомобиль на покрытых сухой траве или
прошлогодней листвой площадках;
- Помните, что каталитический преобразователь легко может быть поврежден
при ударах, - соблюдайте осторожность, выполняя какие-либо работы вблизи него;
- Появление запаха сероводорода (тухлых яиц) в первые дни эксплуатации нового
автомобиля является следствием нормального функционирования каталитического
преобразователя, - запах должен исчезнуть после первых нескольких тысяч километров
пробега;
- При исправном автомобиле срок службы каталитического преобразователя составляет
до 150 000 км. В случае снижения эффективности функционирования каталитический
преобразователь подлежит замене.
Описание процедур снятия и установки каталитического преобразователя – см.
Снятие и установка выпускного коллектора.
Лямбда-зонд (кислородный датчик)
При обслуживании лямбда-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
- Лямбда-зонд оборудован намертво вмонтированным в него и оборудованным контактным
штекером отрезком электропроводки, попытки отсоединения которого могут привести
к необратимому выходу датчика из строя;
- Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический
разъем грязи и смазки;
- Не используйте для очистки лямбда-зонда никакие растворители;
- Обращайтесь с датчиком крайне бережно, - не роняйте его и старайтесь не
стряхивать;
- Силиконовый защитный чехол должен надеваться на датчик строго определенным
образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования
зонда.
Модели с двигателями 1.4 и 1.6 л
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, заглушите
и отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
- Пройдитесь по электропроводке от ввернутого в левую часть выпускного
коллектора датчика до контактного разъема его электропроводки.
Высвободите проводку из фиксаторов и рассоедините разъем.
|
|
- Выверните датчик и снимите его с коллектора.
|
Старайтесь
не прикасаться к разогретым элементам системы выпуска отработавших
газов!
|
- Установка производится в обратном порядке. Перед вворачиванием
смажьте резьбовую часть датчика термостойкой смазкой типа Opel
№1948602/90295397. Затяните датчик с требуемым усилием и проследите
за правильностью прокладки электропроводки, - жгут не должен касаться
разогреваемых поверхностей системы выпуска.
|
|
Модели с двигателями 1.8 и 2.0 л
|
- Взведите стояночный тормоз, затем поддомкратьте передок автомобиля
и установите его на подпорки. Отсоедините отрицательный провод
от батареи.
|
- Пройдитесь по электропроводке от ввернутого в приемную секцию
системы выпуска датчика до контактного разъема его электропроводки
слева на головке цилиндров. Высвободите проводку из фиксаторов
и рассоедините разъем.
|
|
- Выверните датчик и снимите его с автомобиля, - уплотнительное
кольцо подлежит замене в обязательном порядке.
- Установка производится в обратном порядке. Перед вворачиванием
смажьте резьбовую часть датчика термостойкой смазкой типа Opel
№1948602/90295397. Затяните датчик с требуемым усилием и проследите
за правильностью прокладки электропроводки, - жгут не должен касаться
разогреваемых поверхностей системы выпуска.
|
|
Система рециркуляции отработавших газов (EGR)
Проверка
Все модели
Исчерпывающая проверка системы может быть выполнена только с применением специализированного
оборудования, подключаемого к диагностическому разъему DLC (см.
Принцип
функционирования систем впрыска топлива). Вышедшие из строя клапаны EGR
подлежат замене.
Замена
Клапан EGR
Бензиновые модели
|
- Выключите зажигание, отсоедините от клапана электропроводку.
На
моделях, оборудованных двигателем SOHC,
клапан
установлен в средней части впускного трубопровода, на
моделях
с двигателями DOHC
- в левой его части.
- Выверните крепежные винты и снимите клапан в сборе с уплотнительной
прокладкой.
- Установка производится в обратном порядке. Не забудьте заменить
прокладку, проследите, чтобы клапан был затянут с требуемым усилием.
|
|
Дизельные модели
Модели с двигателями 1.7 л SOHC
|
- Отпустите фиксаторы, выверните болты крепления опорного кронштейна
и снимите трубку наддува, соединяющую турбокомпрессор с интеркулером.
|
- Отсоедините от клапана EGR вакуумный шланг, извлеките стопорное
кольцо и снимите клапан EGR с левой части впускного трубопровода.
|
|
- Установка производится в обратном порядке.
|
|
Модели с двигателями 1.7 л DOHC
|
- Снимите ECM (см.
Принцип функционирования
систем впрыска топлива). Выверните крепежные болты и снимите
расположенный над клапаном EGR опорный кронштейн ECM.
- Отсоедините от клапана EGR вакуумную трубку.
- Выверните крепежные болты и отсоедините впускную трубку от
верхней части клапана EGR.
|
- Рожковым ключом отпустите штуцерный разъем трубки EGR на клапане.
|
|
- Отдайте болты крепления клапана EGR к впускному трубопроводу,
- постарайтесь запомнить установочное положение фиксируемых теми
же гайками опорных кронштейнов.
|
|
- Вышедший из строя клапан подлежит замене.
- Установка производится в обратном порядке.
|
|
Модели с двигателями 2.0 л
Клапан в индивидуальном порядке на рынок запчастей не поставляется и в случае
отказа заменяется в сборе с верхней секцией впускного трубопровода (см.
Снятие
и установка впускного трубопровода).
Электромагнитный клапан управления функционированием клапана
EGR - дизельные модели
Модели с двигателями 1.7 л SOHC
|
- Отсоедините от клапанной сборки электропроводку и вакуумные
шланги сзади на впускном трубопроводе, - постарайтесь запомнить
прокладку и порядок подсоединения линий.
|
|
- Выверните два крепежных болта и снимите электромагнитный клапан.
- Установка производится в обратном порядке.
|
|
Модели с двигателями 1.7 л DOHC
|
- В случае необходимости снимите воздухоочиститель и впускной
воздуховод в правой части двигательного отсека (см.
Снятие
и установка компонентов впускного воздушного тракта).
|
|
- Клапан установлен в правой части впускного трубопровода. Отсоедините
от клапана вакуумные шланги, - обратите внимание на разницу в
их диаметрах.
- Отсоедините от клапана электропроводку.
|
- Выверните два крепежных болта и снимите клапан.
|
|
- Установка производится в обратном порядке.
|
|
Модели с двигателями 2.0 л
Клапан установлен в передней левой части двигательного отсека, по соседству
с клапаном переключения трубопровода. Причем клапан EGR является задним из двух
и может быть идентифицирован по черному цвету электропроводки.
|
- Отсоедините от клапана электропроводку и вакуумные шланги. Выверните
крепежные винты и снимите клапан с опорного кронштейна, - постарайтесь
запомнить установочное положение компонентов.
- Установка производится в обратном порядке.
|
|