5.3.2. Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)
|
Не допускайте попадания
антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля.
Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните,
что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание
его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными
последствиями (вплоть до летального исхода). Никогда не оставляйте антифриз
хранящимся в неплотно закрытой таре и без промедления собирайте пролитую
на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза
может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях
отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями.
Во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного
рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость
в канализацию и на землю!
|
|
В последнее время были
разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако они также требуют осторожности
в обращении.
|
Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (см.
Спецификации), система охлаждения должна опорожняться,
промываться и заполняться свежей смесью антифриза с водой. Такого рода обслуживание
позволяет предотвратить развитие коррозии внутри охладительного тракта и в значительной
мере повышает эффективность функционирования системы.
В ходе обслуживания в обязательном порядке должно также проверяться состояние
всех шлангов системы и крышки заливной горловины радиатора (см. Главу
Текущее
обслуживание). Дефектные компоненты подлежат замене.
Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться при обслуживании
системы охлаждения (см. предупреждение в начале раздела).
Опорожнение
|
- Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными
башмаками. В случае необходимости снимите защиту картера. К непосредственному
выполнению процедур обслуживания следует приступать лишь после
полного остывания двигателя, т.е. спустя не менее нескольких часов
после завершения поездки.
- Дождавшись окончательного остывания двигателя, снимите крышки
с горловины расширительного бачка.
|
Если двигатель
еще не полностью остыл, оберните крышку ветошью с целью устранения
риска ошпаривания.
|
|
- Для выпуска охлаждающей жидкости из радиатора снимите пробку
и подсоедините отрезок подходящего шланга к сливному патрубку
в правой нижней части радиаторной сборки.
|
|
- Проследите, чтобы натянутый на вентиль отрезок шланга был опущен
в приготовленную емкость. Если пробка «прикипела», либо вообще
не предусмотрена, отсоедините от радиатора нижний шланг и слейте
жидкость через него.
|
|
|
Охлаждающую
жидкость следует спускать в сливную емкость соответствующего
объема, которую необходимо приготовить заранее. Постарайтесь
не допустить попадания антифриза в глаза и на открытые участки
кожи.
|
|
- Если в блоке цилиндров не предусмотрено сливных пробок, полное
удаление жидкости из системы не представляется возможным и данный
факт должен быть принят во внимание при компоновке свежей смеси.
- Пока жидкость сливается из блока, отсоедините шланг от расширительного
бачка и снимите последний. Промойте бачок чистой водой (в случае
необходимости - с мылом). Очистите уровневые метки на стенках
бачка.
- Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления,
а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (см. Главу
Текущее обслуживание).
- Замените поврежденные компоненты (в случае необходимости см.
Главу
Системы охлаждения, отопления).
|
|
Промывка
Радиатор промывается отдельно от системы с целью предотвращения риска блокировки
тонких внутренних каналов его теплообменника в результате забивания их отложениями,
вымываемыми из водяной рубашки двигателя.
|
Разумно будет также
отдельно промыть теплообменник отопителя.
|
|
- Отсоедините верхний шланг от радиатора верхний и нижний шланги
и вставьте в патрубок первого садовый шланг. Включите подачу воды
и продолжайте промывку до тех пор, пока из нижнего патрубка не
начнет вытекать чистая прозрачная струя.
- В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости
радиатора снимите последний (см.
Снятие и
установка радиатора системы охлаждения) и произведите его
обратнопоточную промывку, заправив садовый шланг в нижний патрубок,
- если добиться положительного результата не удается, доставьте
радиатор в мастерскую автосервиса для проведения необходимого
восстановительного ремонта.
- Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы
охлаждения путем химической обработки, - следуйте инструкциям
изготовителей приобретенного Вами чистящего средства.
|
При регулярном
выполнении процедур промывки системы и замены охлаждающей
жидкости необходимость в проведении химобработки тракта возникать
не должна.
|
- Для промывки водяной рубашки двигателя снимите термостат (см.
Снятие, установка и проверка исправности функционирования
термостата) и отсоедините нижний шланг от радиатора.
- Заправьте садовый шланг в отверстие под установку термостата
в головке цилиндров, включите подачу воды и продолжайте промывку
до тех пор, пока из нижнего шланга не начнет вытекать прозрачная
струя.
- По завершении промывки, установите термостат (см.
Снятие,
установка и проверка исправности функционирования термостата)
и восстановите исходное подсоединение шлангов.
|
|
Заправка
|
- Проверьте исправность состояния и надежность крепления всех
шлангов охладительного тракта. Замените дефектные компоненты,
подтяните хомуты.
- Переведите рукоятку управления системы отопления салона на
максимальный обогрев.
- Снимите крышку расширительного бачка и начинайте медленно заливать
свежую смесь антифриза с водой в горловину последнего. Продолжайте
заправку до тех пор, пока уровень жидкости в бачке не поднимется
до отметки KALT/COLD полупрозрачном корпусе последнего. Для выпуска
воздушных пробок несколько раз сожмите радиаторные шланги.
|
Если двигатель
не был полностью опорожнен по причине отсутствия сливных пробок,
сначала следует залить в систему пару литров дистиллированной
воды и лишь затем заливать смесь требуемого состава (либо
сначала антифриз, затем - снова воду в требуемых пропорциях).
|
- Установите на место крышку расширительного бачка.
- Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей
температуры, затем заглушите и дождитесь полного остывания.
- Осмотрите компоненты системы охлаждения на наличие признаков
развития утечек, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости
в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую
корректировку.
- Затяните крышку расширительного бачка.
- При соответствующей комплектации установите защиту картера.
- Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха
и выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность.
- Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
- В заключение произведите еще одну контрольную проверку уровня
жидкости (см. Главу
Текущее обслуживание).
|
|