Замена ремня привода ГРМ
Снятие
1. Отверните болты крепления и снимите декоративную крышку двигателя.
2. Для упрощения доступа к деталям выполните следующие операции:
а) Снимите переднее правое колесо.
б) Отверните два болта и снимите боковую защитную крышку моторного отсека (правую).
3. Снимите кронштейн боковой опоры двигателя.
а) Подведите под масляный поддон двигателя подкатной домкрат, затем слегка приподнимите двигатель до освобождения боковой опоры от нагрузки. Примечание: подложите деревянный брусок между масляным поддоном и опорной пятой подкатного домкрата.
б) Отверните болт и три гайки креплений кронштейна боковой опоры двигателя.
4. Ослабьте болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости.
5. Снимите ремень привода генератора.
а) Ослабьте гайку болт шарнирного крепления генератора, затем ослабьте стопорный болт.
б) Вращая регулировочный болт, сбросьте натяжение ремня.
в) Сдвиньте генератор в направлении к двигателю и снимите ремень привода генератора.
6. Снимите ремень привода компрессора кондиционера.
а) Ослабьте стопорный болт ролика натяжителя.
б) Вращая регулировочный болт на кронштейне натяжителя, ослабьте натяжение ремня и снимите ремень.
7. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
а) Ослабьте болт регулировки натяжения ремня на насосе гидроусилителя рулевого управления.
б) Сдвиньте насос гидроусилителя рулевого управления в направлении к двигателю для ослабления натяжения ремня, затем снимите ремень.
8. Отверните четыре болта и снимите шкив насоса охлаждающей жидкости.
9. Отверните четыре болта и снимите верхнюю крышку ремня привода ГРМ.
10. Проверните шкив коленчатого вала по часовой стрелке и совместите паз на нем с установочной меткой «Т» на индикаторе угла опережения зажигания (шкала на нижней крышке ремня привода ГРМ), чтобы установить поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
11. Отверните болт, снимите шкив коленчатого вала и направляющую пластину ремня привода ГРМ.
Примечание: с помощью вильчатого держателя и болтов зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворота, затем отверните болт и снимите шкив.
12. Отверните пять болтов и снимите нижнюю крышку ремня привода ГРМ.
13. Ослабьте все болты натяжителя ремня привода ГРМ, затем отведите ролик натяжителя в сторону от ремня привода ГРМ и временно затяните регулировочный болт, чтобы ролик натяжителя не возвратился назад.
14. Снимите ремень привода ГРМ.
Примечание: в случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения, чтобы при установке ремня не перепутать направление его вращения.
15. При необходимости, снимите ролик натяжителя ремня привода ГРМ и направляющий ролик.
а) Ослабьте регулировочный болт, затем ослабьте болт шарнирного крепления пружины натяжителя на 3 оборота.
б) Надавите на конец пружины с помощью плоскогубцев, отцепите пружину от крючка кронштейна натяжителя и освободите пружину натяжителя.
в) Отверните все болты натяжителя ремня привода ГРМ и снимите натяжитель.
г) Отверните болт крепления направляющего ролика и снимите направляющий ролик.
16. При необходимости, снимите крышку головки блока цилиндров (см. соответствующий пункт раздела «Головка блока цилиндров (снятие распределительных валов и замена прокладки)».
17. При необходимости, снимите шкив распределительного вала (см. соответствующий пункт раздела «Головка блока цилиндров (снятие распределительных валов и замена прокладки)».
18. При необходимости, снимите зубчатый шкив коленчатого вала.
Проверка
1. Проверьте шкив коленчатого вала, шкив распределительного вала, зубчатый шкив коленчатого вала, ролик натяжителя ремня привода ГРМ и направляющий ролик на отсутствие чрезмерного износа, трещин и повреждений. Замените при необходимости.
2. Проверьте легкость и плавность вращения ролика натяжителя ремня привода ГРМ и направляющего ролика. Убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта и посторонних шумов при вращении. Замените при необходимости.
3. Замените ролик, если обнаружены следы вытекания смазки из его подшипника.
4. Проверьте состояние пружины натяжителя (при необходимости замените пружину).
Установка
Внимание:
- Поскольку вода или масло могут серьезно уменьшить срок службы ремня привода ГРМ, то при снятии деталей обеспечьте, чтобы ремень привода ГРМ, шкивы и ролики были чистыми и сухими, никогда не мойте их. Загрязненные детали должны быть заменены.
- Если какая-нибудь из деталей замаслена, то проверьте отсутствие утечки масла через сальники (в том числе передний сальник распределительного
вала).
- Проверьте состояние и плавность вращения ролика натяжителя.
- Если устанавливается ремень привода ГРМ, бывший в эксплуатации, то проверьте его состояние (см. соответствующий раздел в главе «Техническое обслуживание»).
1. Установите зубчатый шкив коленчатого и шкив распределительного вала валов (если снимались).
2. Установите крышку головки блока цилиндров (если снималась).
Примечание: см. процедуру установки крышки головки блока цилиндров в разделе «Головка блока цилиндров (снятие распределительных валов и замена прокладки)».
3. Убедитесь, что метки зубчатого шкива коленчатого вала и шкива распределительного вала совмещены с соответствующими установочными метками, когда поршень цилиндра №1 находится в ВМТ такта сжатия.
4. Установите направляющий ролик и затяните болт его крепления номинальным моментом.
Момент затяжки ............... 43-55 Нм
5. Установка натяжителя ремня привода ГРМ (если снимался).
Сначала установите натяжитель, затем установите пружину и распорную втулку натяжителя. Временно затяните болт шарнирного крепления натяжителя. Временно затяните регулировочный болт натяжителя с шайбой (в продольном отверстии кронштейна натяжителя). Заведите нижний конец пружины за выступ на корпусе масляного насоса.
6. Ослабьте болты натяжителя и отведите ролик натяжителя ремня привода ГРМ от насоса охлаждающей жидкости в крайнее положение и временно затяните регулировочный болт.
7. Установите ремень привода ГРМ сначала на зубчатый шкив коленчатого вала, затем на направляющий ролик, шкив распределительного вала и ролик натяжителя ремня привода ГРМ, сохраняя натяжение рабочей ветви ремня.
Примечание: после установки ремня привода ГРМ убедитесь, что рабочая ветвь ремня натянута при перемещении ролика натяжителя в сторону насоса охлаждающей жидкости.
8. Регулировка натяжения ремня привода ГРМ.
а) Ослабьте регулировочный болт натяжителя, чтобы пружина натянула ремень привода ГРМ.
б) Проверьте, что обеспечивается нормальное зацепление ремня привода ГРМ со шкивами (каждый зуб ремня на шкиве расположен в канавке).
в) Натяните ремень и проверьте, что метки зубчатого шкива коленчатого и шкива распределительного валов совмещены с соответствующими установочными метками.
г) Проверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке так, чтобы шкив распределительного вала повернулся на 2 зуба (примерно 18°).
Внимание:
- - Поворот коленчатого вала в указанное положение необходим для создания правильного натяжения ремня привода ГРМ.
- Никогда не проворачивайте коленчатый вал против часовой стрелки для совмещения меток, так как это может привести к неправильному натяжению ремня привода ГРМ.
д) Затяните регулировочный болт, чтобы зафиксировать положение натяжителя, затем затяните болт шарнирного крепления.
Момент затяжки ............... 20-27 Нм
Внимание: при затяжке регулировочного болта убедитесь, что натяжитель не перемещается.
е) Перепроверьте натяжение ремня привода ГРМ. При легком нажатии (с усилием примерно 49 Нм) в горизонтальном направлении на ремень в середине его рабочей ветви убедитесь, что вершина зуба ремня отклоняется примерно на 1/4 ширины головки болта крепления натяжителя (относительно грани головки болта).
9. Проверните коленчатый вал на два оборота в нормальном направлении вращения (по часовой стрелке) и проверьте, что метки зубчатого шкива коленчатого и шкива распределительного валов совмещены с установочными метками.
10. Установите нижнюю крышку ремня привода ГРМ.
Момент затяжки ............... 8-10 Нм
11. Установите направляющую пластину и шкив коленчатого вала, как показано на рисунке. Затяните болт шкива коленчатого вала номинальным моментом.
Момент затяжки ............... 140-150 Нм
Внимание: убедитесь, что направляющий штифт торца зубчатого шкива коленчатого вала совмещен с маленьким отверстием шкива коленчатого вала.
12. Установите верхнюю крышку ремня привода ГРМ и затяните 4 болта ее крепления.
Момент затяжки ............... 8-10 Нм
13. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости и затяните болты крепления номинальным моментом.
Момент затяжки ............... 8-10 Нм
Примечание: выполните окончательную затяжку болтов крепления шкива номинальным моментом только после установки ремней привода навесных агрегатов.
14. Установите ремни привода навесных агрегатов (кондиционера, насоса гидроусилителя рулевого управления и генератора) и отрегулируйте их натяжение (см. соответствующий раздел главы «Техническое обслуживание»).
15. Установите кронштейн боковой опоры двигателя.
Установите кронштейн боковой опоры двигателя и затяните его болт и гайки крепления номинальным моментом.
Момент затяжки:
Болт ............... 50-65 Нм
Гайка (М17) ............... 70-95 Нм
Гайка (М14) ............... 50-65 Нм
16. Установите остальные детали:
а) Установите боковую защитную крышку моторного отсека (правую) и закрепите ее 2 болтами.
б) Установите переднее правое колесо.
в) Установите декоративную крышку двигателя.
|