3.2.1.8. Проверка зазоров коленчатого вала и шатунов
|
Вкладыши первого коренного подшипника (со
стороны привода системы газораспределения) имеют больший размер, чем вкладыши
остальных подшипников, и оба имеют масляную канавку. В остальных подшипниках
вкладыши со стороны блока цилиндров имеют масляную канавку, а со стороны
крышки имеют гладкую поверхность. |
Проверка радиальных зазоров
Радиальный зазор в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала измеряется
при помощи специальных измерительных стержней Plastigage из искусственного материала.
Измерительный стержень, уложенный вдоль шейки (коренной или шатунной) и зажатый
в подшипнике подвергается сплющиванию. Радиальный зазор в подшипнике может быть
определен (на основе соответствующей шкалы на упаковке измерительных стержней)
в зависимости от ширины деформированного стержня.
Условия измерения при помощи измерительных стержней Plastigage:
– шейки и вкладыши должны быть сухими и тщательно обезжирены;
– коленчатый вал не должен изменять своего положения в процессе
установки и извлечения измерительных стержней;
– измерительный стержень должен быть уложен в половине вкладыша,
на большем расстоянии от масляного отверстия во вкладыше или шейке вала;
– крышки подшипников должны устанавливаться вручную, а их болты
должны затягиваться соответствующим моментом; нельзя наносить удары по крышкам;
– следует затягивать только крышку подшипника, в котором измеряется
радиальный зазор; нельзя одновременно измерять зазоры во всех коренных подшипниках.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установить вкладыши на коренные
подшипники в блоке цилиндров двигателя и установить в них коленчатый
вал. |
|
2. Уложить на первой коренной шейке измерительный
стержень Plastigage. |
3. Установить крышку коренного
подшипника вместе с вкладышем и затянуть болты крепления соответствующим
моментом. |
4. Осторожно снять крышку
подшипника и измерить при помощи шкалы, поставляемой вместе с измерительными
стержнями, ширину деформированного измерительного стержня и на основе
таблицы или графика определить радиальный зазор в подшипнике. |
5. Сравнить измеренное значение
с необходимой величиной зазора (см. подраздел
3.2.1.2.4). Если измеренный зазор превышает допустимое значение, то
следует использовать ремонтные вкладыши. |
6. Аналогичным способом измерить
зазор в остальных коренных и шатунных подшипниках. |
|
Проврка осевого зазора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. После установки коленчатого вала в блоке
цилиндров следует установить упорные полукольца коленчатого вала (масляные
канавки должны быть направлены наружу коренного подшипника), крышки
подшипников и затянуть их крепление соответствующим моментом. |
|
2. Упереть измерительный наконечник индикатора
часового типа в торец коленчатого вала и измерить его осевой зазор. |
3. Сравнить измеренные значения
с необходимыми величинами (см. подраздел
3.2.1.2.4).Если зазор превышает допустимое значение, то следует
использовать ремонтные упорные полукольца соответственно большей толщины. |
|
Проверка поршневых колец и зазора поршня в цилиндре
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. После снятия колец с поршней следует измерить
их зазор в канавках поршня, а после установки в цилиндрах, в которых
они стояли ранее, измерить ширину замка (зазора) между их концами
(см. подраздел 3.2.1.2.4). |
2. Измерить диаметры цилиндров и диаметры поршней
(в направляющей части, ниже отверстия поршневого пальца) под прямым
углом к оси поршневого пальца. Зазор поршня в цилиндре равен разнице
этих двух измерений. |
3. При помощи специального приспособления
установить кольца на поршни так, чтобы надписи (либо обозначения)
были направлены в сторону дна поршня. Разрезы колец расположить под
углом около 120°. |
|