14.11. Углы установки колес автомобиля
Главное требование к конструкции рулевого управления и передней подвески – обеспечение безопасности автомобиля.Углы установки колес должны обеспечить минимальное сопротивление качению и
износу шин.
Схождение колес
Схождение колес (разворот плоскостей вращения колес к центру автомобиля) обеспечивает
вращение колес в плоскостях при действии продольных сил на колеса автомобиля.
Схождение необходимо для компенсации небольших зазоров и упругости деталей подвески
и рулевого управления. Рекомендуемое заводом-изготовителем значение схождения
колес соответствует точному параллельному расположению плоскостей вращения колес
при движении автомобиля. Отклонение схождения колес от номинального значения
приводит к быстрому износу шин и увеличению расхода топлива. По мере износа
деталей подвески и рулевого управления требуется коррекция в сторону увеличения
величины схождения колес. Схождение колес контролируется и регулируется в последнюю
очередь.
Продольный наклон оси шкворня
Развал колес
Под развалом колес понимается отклонение от вертикали плоскости вращения колес. Угол развала измеряется в градусах и отсчитывается от вертикали. Величина угла развала влияет как на управляемость автомобиля, так и на износ шин.
При слишком большом положительном развале колес наблюдается быстрый износ наружной
части протектора шины. Аналогично, излишне больший отрицательный угол развала
приводит к быстрому износу внутренней части протектора шины. Угол развала, как
и продольный наклон оси шкворня, не подлежит регулировке в процессе эксплуатации
автомобиля.
Поперечный наклон оси поворота колеса
Поперечный наклон оси поворота колеса способствует устойчивому прямолинейному
движению автомобиля и обеспечивает стабилизацию управляемых колес. Угол поперечного
наклона оси поворота колеса выполнен отрицательным.
Угол между плоскостью вращения и осью поворота колеса
Угол между плоскостью вращения и осью поворота колеса измеряется в градусах
в поперечной плоскости автомобиля, см. рис. Поперечный
наклон оси поворота колеса. Значение этого угла непосредственно не контролируется,
а определяется суммированием (с учетом алгебраических знаков) углов развала
и поперечного наклона оси поворота колеса.
Плечо обката
Плечо обката равно расстоянию между следом оси носорога колеса (проходящей через нижний шаровой шарнир и верхнюю опору пружинной стойки подвески) на опорной плоскости и центром контактного отпечатка шины. Величина и знак плеча oбката определяются конструкцией подвески и не подлежат контролю и регулировке в процессе эксплуатации автомобиля.