Свеча зажигания состоит из центрального электрода изолятора с корпусом и электрода массы. Центральный электрод герметично закреплен в изоляторе, а изолятор прочно связан с корпусом. Между электродами проскакивает электрическая искра, которая должна зажигать топливо-воздушную смесь. От свечи зажигания зависят пусковые качества, свойства холостого хода, ускоренна и максимальная скорость автомобиля. Поэтому нельзя без оснований отклоняться от предписанного заводом типа свечи. который среди прочего определяется калильным числом.
Калильное число обозначает степень допустимой тепловой нагрузки свечи зажигания. Чем ниже калильное число свечи зажигания, тем большие тепловые нагрузки может она выдерживать. Такая свеча лучше отводит теплоту, благодаря чему предотвращается калильное зажигание (детонационные стуки в двигателе).
Свеча, способная работать при высоких тепловых нагрузках, имеет, прежде всего, тот недостаток, что у нее сравнительно высокая температура самоочистки. Поэтому она быстрее покрывается нагаром, особенно когда двигатель при поездках часто на достигает своей рабочей температуры (поездки по городу, на короткие расстояния зимой). Как правило, «холодные» свечи зажигания (калильное число с 06) устанавливаются на «горячие» двигатели, от которых постоянно требуется высокая мощность. Способность выдерживать высокие тепловые нагрузки повышается у свечей с медным, а еще в большей степени с серебряным центральным электродом.
Калильное число содержится в обозначении свечи зажигания.
Расшифровка обозначения свечи:
Пример Свечи зажигания Bosch
F 7 L T С R
1 2 3 4 5 6
1) W - резьба M 14 х 1,25 с плоским уплотнением. SW 21 (SW - размер под ключ);
F - резьба M 14 х 1,25 с плоским уплотнением, SW 16;
M - резьба M 18 x 1,5 с плоским уплотнением, SW 25;
H - резьба M 14 х 1,25 с коническим уплотнением, SW 16;
D - резьба M 18 х 1,5 с коническим уплотнением, SW 21.
2) Калильное число. Значение тепловой шкалы указывается от 06 («холодная») до 13 («теплая»). При этом число 7 соответствует тепловому значению 175 (прежнее обозначение), 6 - 200.5-225 и т.д.
3) А - длина резьбы 12,7 мм, нормальная траектория искрового разряда;
В - длина резьбы 12,7 мм, вытянутая траектория искрового разряда;
С - длина резьбы 19 мм, нормальная траектория искрового разряда;
D - длина резьбы 19 мм, вытянутая траектория искрового разряда;
L - длина резьбы 19 мм, далеко вытянутая траектория искрового разряда.
4) Исполнение электродов: T - 3 электрода массы.
5) Материал центрального электрода: при
отсутствии обозначения - Cr-Ni - сплав;
С - Ni-Cu - сплав;
S - серебро;
P - платина;
O - стандартная свеча с усиленным центральным электродом.
6) Исполнение: R - означает наличие защитного резистора (для уменьшения обгорания электродов).
Снятие и установка свечей зажигания
Свечи зажигания заменяются через каждые 60 000 км в рамках технического обслуживания.
Примечание: у одноблочного 4-цилиндрового двигателя с вертикальным расположением цилиндров (RS4), имеющего буквенное обозначение ASJ/AZR, свечи зажигания заменяются через каждые 30 000 км. Замена свечей для этого двигателя здесь на описывается.
Внимание: Свечи зажигания менять только на холодном или таллом на ощупь двигателе. Если свечи зажигания выворачиваются при горячем двигателе, то резьба для свечи в головке цилиндров из легкого сплава может быть сорвана.
Необходимый специальный инструмент:
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,6 л: торцовая головка на 20.8 мм, например, HAZET-900KF, -2505-2.
■ Все бензиновые двигатели, кроме двигателя с рабочим объемом 1.6 л торцовая головка на 16 мм, например, HAZET-900 AKF, -2506, -4766-1.
Снятие
■ Убедиться, что зажигание выключено.
■ Вывернуть винты крепления и снять крышку двигателя. Для этого у двигателя с рабочим объемом 2 .4 л вывернуть 8 винтов.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 2,4 -/2,6 -/2,8 л: снять впускной трубопровод между воздушным фильтром и узлом дроссельной заслонки. Отсоединить наконечники свечей зажигания. При этом тянуть только за наконечники, ни в коем случае на за провода. Для облегчения снятия может выполняться с использованием специального зажима, например, H A Z E T1849-6.
Внимание: Чтобы обеспечить доступ к свеча зажигания, расположенной сзади слева, необходимо предварительно снять расширительный бачок системы охлаждения и вместе с присоединенными шлангами отложить его в сторону.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,6 л для облегчения последующей сборки провода высокого напряжения пометить бирками в соответствии с порядком работы цилиндров от 1 до 4. Ниши свечей зажигания, по возможности, продуть сжатым воздухом, чтобы при снятых свечах в отверстия под свечи на попала грязь. Снять наконечники со всех свечей зажигания.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1.8 л мощностью 125 л.с.: снять с катушки зажигания много контактный штекер. Отвернуть крепления провода массы. Отвернуть крепления катушки зажигания с выходным каскадом мощности и снять наконечники свечей зажигания.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,8 л мощностью 150 л.с.: потянуть вверх фиксаторы и снять с катушек зажигания много контактные штекеры. Вывернуть по 2 винта крепления катушек зажигания к головка цилиндров и движением вверх снять катушки - с свечей зажигания.
■ Свечи выворачивать подходящим ключом для свечей зажигания. При этом проследить за тем, чтобы ключ на перекашивался, иначе может быть поврежден изолятор свечи.
Установка
■ Свечи зажигания вворачивать в головку цилиндров от руки до упора.
Внимание: Свечи при этом не перекашивать.
■ Свечи зажигания с помощью ключа для свечей затянуть моментом 30 Нм.
Внимание: Проследить за тем, чтобы ключ на перекашивался, иначе может быть поврежден изолятор свечи.
Внимание: Если динамометрический ключ отсутствует, то новые свечи зажигания затягивать поворотом ключа на 90° (1/4 оборота), а свечи, бывшие в употреблении, - примерно на 15°. Слишком сильной затягивание свечей зажигания может при их выворачивании привести к срыву или повреждение резьбы в головка цилиндров. В этом случае резьбу ремонтировать с помощью вставок UTC или Heli-Coil.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,6 -/ 2,4 -/ 2,6 -/ 2,8 л: надеть наконечники на свечи зажигания в соответствии с нанесенными перед снятием матками. При необходимости установить на место расширительный бачок и впускной трубопровод
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,8 л мощностью 125 л.с.: надеть наконечники свечей зажигания. Моментом 10 Нм затянуть крапление катушки зажигания с выходным каскадом мощности и провода массы.
■ Бензиновый двигатель с рабочим объемом 1,8 л мощностью 150 л.с.: катушки зажигания с встроенными наконечниками надеть на свечи зажигания и затянуть крапление моментом 10 Нм. Подсоединить к катушкам зажигания и зафиксировать много контактные штекеры.
■ Установить крышку двигателя и затянуть винты крапления.
Ремонт резьбы под свечу зажигания
Примечание: при обнаружении повреждения резьбы под свечу зажигания её необходимо ремонтировать.
Для этого фирма BERU поставляет соответствующий инструмент и ремонтный комплект. С помощью специального сверла старая резьба удаляется при этом головку цилиндров снимать на нужно. После этого в головке цилиндров нарезается новая резьба, в которую вворачивается свеча зажигания со специальной резьбовой вставкой. Установленные таким способом резьбовые вставки для свечей зажигания сидят прочно и обеспечивают необходимую герметичность.
|