6.2. Генератор
Генератор Г-221
1 – крышка со стороны контактных колец;
2 – выпрямительный блок; 3 – болт крепления выпрямительного блока и выводов обмотки статора; 4, 5 – контактные кольца; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – вал ротора; 8 – изолирующие втулки; 9 – винт крепления щеткодержателя; 10 – плюсовой контактный болт (вывод «30»); 11 – изолирующая втулка контактного болта; 12 – штекер центрального вывода обмотки статора; 13 – щеткодержатель; 14 – отрицательная щетка; 15 – положительная щетка; 16 – шпилька для крепления генератора к натяжной планке; |
17 – крыльчатка шкива; 18 – полюсный наконечник ротора со стороны привода; 19 – шкив привода генератора; 20 – гайка крепления шкива; 21 – дистанционное кольцо; 22 – передний шарикоподшипник; 23 – крышка со стороны привода; 24 – каркас обмотки ротора; 25 – обмотка ротора; 26 – изоляция паза статора; 27 – статор; 28 – клин обмотки статора; 29 – обмотка статора; 30 – полюсный наконечник ротора со стороны контактных колец; 31 – стяжной болт; 32 – буферная втулка; 33 – втулка |
Схема соединений системы генератора
1 – аккумуляторная батарея;
2 – обмотка ротора генератора; 3 – генератор; 4 – обмотка статора генератора; 5 – выпрямительный блок генератора; 6 – регулятор напряжения; 7 – дополнительные резисторы; |
8 – термокомпенсирующий резистор; 9 – дроссель; 10 – выключатель зажигания; 11 – блок предохранителей; 12 – контрольная лампа заряда; 13 – реле контрольной лампы заряда |
Номинальное напряжение |
В 12
|
Направление вращения |
правое (со стороны привода)
|
Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора 5000 мин–1, А |
42
|
Максимальная частота вращения ротора, мин–1 |
13000
|
Передаточное отношение двигатель-генератор |
1 : 2,04
|
На автомобилях ВАЗ-2101, -2102 и их модификациях применялся трехфазный генератор
переменного тока типа Г-221 (см. рис. Генератор Г-221)
со встроенным выпрямителем. До середины 80-х годов «отрицательные» вентили (диоды)
выпрямителя были запрессованы в крышку 1, а «положительные» – в отдельную пластину,
прикрепленную к крышке.
С середины 80-х годов у генераторов Г-221 все вентили находятся в неразборном
выпрямительном блоке 2, состоящем из двух пластин. В случае повреждения вентилей
блок заменяется новым.
Регулятор 6 (см. рис. Схема соединений системы генератора)
поддерживает напряжение генератора на уровне 13,2–14,5. Исправность генератора
проверяется с помощью контрольной лампы 12 в комбинации приборов и реле 13.
При включении зажигания, когда двигатель (и следовательно генератор) еще не
работает, через контакты реле протекает ток от аккумуляторной батареи, и лампа
горит. После пуска двигателя и при движении автомобиля лампа должна гаснуть,
так как под действием выпрямленного фазного напряжения генератора якорь реле
должен притягиваться к сердечнику и размыкать контакты реле.