3.9.1. Особенности устройства поршней и шатунов
Основные размеры поршня, шатуна, поршневого пальца и поршневых колец
Поршень изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт слоем олова для улучшения
прирабатываемости. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по высоте коническая.
Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной
поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в правую сторону
двигателя. Поэтому для правильной установки поршня в цилиндр около отверстия
под поршневой палец имеется метка «П», которая должна быть обращена в сторону
передней части двигателя.
Поршни ремонтных размеров с 1986 г. для всех моделей двигателей изготавливаются
с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. выпускались поршни
следующих ремонтных размеров: для двигателей 2101 – с увеличением на 0,2, 0,4
и 0,6 мм; для 21011 – с увеличением на 0,4 и 0,7 мм.
Поршневые кольца
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного
кольца хромирована и имеет бочкообразную форму. Нижнее компрессионное кольцо
– скребкового типа (с выточной по наружной поверхности), фосфатированное.
Маслосъемное кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю
витую пружину (расширитель).
Поршневой палец
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку
шатуна и свободно врашается в бобышках поршня.
Шатун
Шатун – стальной, кованый, с разъемной нижней головкой, в которой устанавливаются
вкладыши шатунного подшипника. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому
при сборке цифры на шатуне и крышке должны быть одинаковы.