8.7. Система улавливания топливных испарений (EVAP) – общая информация, проверка состояния и замена компонентов
Общая информация
Типичная схема расположения компонентов системы EVAP
Система EVAP аккумулирует скапливающиеся в системе питания за время стоянки
автомобиля топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для
сжигания в процессе нормального функционирования двигателя (обратитесь иллюстрации
выше). Усовершенствование системы производится непрерывно по мере ужесточения
требований, предъявляемых к защите окружающей среды.
На моделях ранних лет выпуска система EVAP состояла из оборудованного контрольным клапаном угольного адсорбера и коммуникационных линий, соединяющих его с топливным баком автомобиля. Также в состав системы входили датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ), вакуумный клапан-переключатель (VSV) и модуль управления (ЕСМ). На моделях последних лет выпуска в состав системы дополнительно включен датчик давления топливных испарений, устанавливаемый на задней переборке двигательного отсека. Схема расположения компонентов представлена на иллюстрации. Датчик давления отслеживает изменения давления в системе, связанные с развитием утечек. В число подлежащих мониторингу компонентов входят топливный бак, все подведенные к адсорберу вакуумные линии и корпус дросселя. EVAP входит в состав системы бортовой диагностики OBD-II (см. Разделы Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей и Информационные датчики - общая информация и проверка исправности функционирования) и для проверки исправности ее функционирования на моделях последних лет выпуска, соответственно, требуется специальный сканер.
Композиция системы EVAP может варьироваться в зависимости от года выпуска модели. Схема прокладки вакуумных шлангов представлена на специальном информационном ярлыке VECI, закрепленном в двигательном отсеке автомобиля. |
Во время стоянки автомобиля топливные испарения отводятся из полостей бензобака и корпуса дросселя в угольный адсорбер, где аккумулируются до момента запуска двигателя. Когда двигатель начинает вращаться, адсорбер продувается и его содержимое выводится во впускной трубопровод, откуда поступает в камеры сгорания.
Угольный адсорбер оборудован контрольным клапаном, в конструкцию которого входят два шарика. В зависимости от текущих условий эксплуатации двигателя и давления в топливном баке клапан открывается и закрывается, регулируя процесс отвода паров топлива из бака и корпуса дросселя.
Проверка
Полная диагностика системы
EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов квалификации среднестатистического
механика-любителя и ее выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса.
Следует заметить, что на компоненты системы распространяются дополнительные
федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы EVAP связаны с повреждениями
угольного адсорбера или соединительных линий.
|
Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности отдачи двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться отказом контрольного клапана, повреждением угольного адсорбера или соединительных шлангов системы EVAP, а также неправильной прокладкой последних. Проверьте также состояние крышки заливной горловины топливного бака.
Очевидные потери топлива, равно как и появление его сильного запаха во время стоянки могут вызываться утечками топливопроводов, либо повреждением корпуса угольного адсорбера, неисправностью контрольного клапана, отсоединением, либо нарушением проходимости испарительных линий, а также неправильной прокладкой последних.
Замена угольного адсорбера
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|