8.7. Система улавливания топливных испарений (EVAP) – общая информация, проверка состояния и замена компонентов

Общая информация

Типичная схема расположения компонентов системы EVAP


Система EVAP аккумулирует скапливающиеся в системе питания за время стоянки автомобиля топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для сжигания в процессе нормального функционирования двигателя (обратитесь иллюстрации выше). Усовершенствование системы производится непрерывно по мере ужесточения требований, предъявляемых к защите окружающей среды.

На моделях ранних лет выпуска система EVAP состояла из оборудованного контрольным клапаном угольного адсорбера и коммуникационных линий, соединяющих его с топливным баком автомобиля. Также в состав системы входили датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ), вакуумный клапан-переключатель (VSV) и модуль управления (ЕСМ). На моделях последних лет выпуска в состав системы дополнительно включен датчик давления топливных испарений, устанавливаемый на задней переборке двигательного отсека. Схема расположения компонентов представлена на иллюстрации. Датчик давления отслеживает изменения давления в системе, связанные с развитием утечек. В число подлежащих мониторингу компонентов входят топливный бак, все подведенные к адсорберу вакуумные линии и корпус дросселя. EVAP входит в состав системы бортовой диагностики OBD-II (см. Разделы Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей и Информационные датчики - общая информация и проверка исправности функционирования) и для проверки исправности ее функционирования на моделях последних лет выпуска, соответственно, требуется специальный сканер.

Композиция системы EVAP может варьироваться в зависимости от года выпуска модели. Схема прокладки вакуумных шлангов представлена на специальном информационном ярлыке VECI, закрепленном в двигательном отсеке автомобиля.

Во время стоянки автомобиля топливные испарения отводятся из полостей бензобака и корпуса дросселя в угольный адсорбер, где аккумулируются до момента запуска двигателя. Когда двигатель начинает вращаться, адсорбер продувается и его содержимое выводится во впускной трубопровод, откуда поступает в камеры сгорания.

Угольный адсорбер оборудован контрольным клапаном, в конструкцию которого входят два шарика. В зависимости от текущих условий эксплуатации двигателя и давления в топливном баке клапан открывается и закрывается, регулируя процесс отвода паров топлива из бака и корпуса дросселя.

Проверка

Полная диагностика системы EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и ее выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса. Следует заметить, что на компоненты системы распространяются дополнительные федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы EVAP связаны с повреждениями угольного адсорбера или соединительных линий.

Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности отдачи двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться отказом контрольного клапана, повреждением угольного адсорбера или соединительных шлангов системы EVAP, а также неправильной прокладкой последних. Проверьте также состояние крышки заливной горловины топливного бака.

Очевидные потери топлива, равно как и появление его сильного запаха во время стоянки могут вызываться утечками топливопроводов, либо повреждением корпуса угольного адсорбера, неисправностью контрольного клапана, отсоединением, либо нарушением проходимости испарительных линий, а также неправильной прокладкой последних.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверьте состояние, маршрут прокладки и надежность подсоединения всех шлангов системы EVAP. Произведите необходимый ремонт или замену. Поврежденных компонентов.
2. Осмотрите днище адсорбера на наличие признаков развития утечек, в случае необходимости произведите замену, проследите за правильностью подсоединения шлангов.

3. Отсоедините вакуумные шланги от верхней части адсорбера (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Закупорьте штуцеры A, B и C и подайте воздух давлением не более 0.1 атм. в штуцер D. Убедитесь, что воздух не выходит через штуцер F.
4. Создайте разряжение (не более 0.1 атм.) на штуцере C и проверьте, что оно не падает, если открыть штуцер F.
5. Закрыв штуцер F, создайте разряжение (не более 0.1 атм.) на штуцере D и проверьте, что оно не падает, если штуцер C закрыт и падает, если его открыть.
6. Неисправный адсорбер подлежит замене.

Замена угольного адсорбера

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Предварительно тщательно промаркировав, отсоедините от адсорбера все вакуумные линии.
2. Выверните крепежные болты и снимите сборку адсорбера.
3. Установка производится в обратном порядке.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su

Карта Сайта