3.2.2.11. Нейтрализация выхлопных газов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вспомогательные детали и узлы двигателя
1 – пробка заливной горловины;
2 – масломерный щуп;
3 – направляющий патрубок масломерного щупа;
4 – направляющая трубка масломерного щупа;
5 – соединительная трубка для деаэрации картера двигателя;
6 – скоба;
7 – уплотнительная шайба;
8 – кронштейн масляного фильтра;
9 – болт кронштейна;
10 – перегородка в потоке масла;
11 – клапан избыточного давления (открывается при избыточном давлении 0,25–0,32 МПа);
12 – масляная форсунка;
13 – перегородка от перелива масла;
14 – масляный насос с цепным приводом;
15 – болт крепления нижней крышки двигателя;
16 – нижняя крышка двигателя;
17 – болт крепления масляного насоса;
18 – компенсаторная вставка;
19 – уплотнительная шайба;
20 – болт для слива масла (М = 30 Нм);
21 – центрирующие вставки;
22 – цепь привода масляного насоса;
23 – уплотняющая крышка передняя;
24 – уплотнительная шайба коленчатого вала – гуферо;
25 – болт крепления шкива ременной передачи;
26 – шкив привода механизма газораспределения;
27 – звездочка привода масляного насоса;
28 – натяжное устройство цепи
Кронштейн генератора, насоса усилителя руля и насоса кондиционера
1 – болт крепления натяжного устройства много ручьевого ремня;
2 – натяжное устройство многоручьевого ремня;
3 – шкив с гасителем колебаний;
4 – болт крепления генератора;
5 – генератор;
6 – болт;
7 – кронштейн;
8 – болт крепления кронштейна;
9 – болт крепления насоса усилителя руля;
10 – проточный болт;
11 – уплотнительная шайба;
12 – проушина подводящего трубопровода;
13 – уплотнительная шайба;
14 – насос (крыльчатая помпа) усилителя руля;
15 – шкив насоса;
16 – болт шкива;
17 – болт шкива;
18 – многоручьевой ремень
Кронштейн масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями
1 – болт кронштейна;
2 – кронштейн;
3 – направляющие;
4 – соединительная трубка;
5 – скоба;
6 – уплотнительная шайба;
7 – запорный винт;
8 – уплотнительное кольцо;
9 – запорный винт;
10 – бароскоп (включает при 0,14 МПа);
11 – болт кронштейна масляного фильтра;
12 – масляный радиатор;
13 – масляный фильтр;
14 – уплотнительная шайба;
15 – запорный винт;
16 – клапан избыточного давления (открывается при давлении 0,35–0,45 МПа);
17 – перегородка в потоке масла;
18 – кронштейн масляного фильтра
Монтаж масляного насоса и перегородки, препятствующей быстрому переливу масла
1 – болт крепления всасывающей трубки;
2 – всасывающая трубка масла;
3 – уплотнительная шайба;
4 – масляный насос со звездочкой привода;
5 – центрирующие втулки;
6 – цепь привода масляного на coca;
7 – болт крепления масляного насоса;
8 – перегородка против переливания масла;
9 – компенсаторная прокладка
Лямбда-регулировка в соединении с управляемым катализатором является наиболее действенным способом устранения вредных веществ из продуктов выхлопа бензинового двигателя.
Активность катализатора тройного действия оптимальна, пока двигатель работает в узкой области стехиометрического соотношения смеси (весовое), обозначаемое как лямбда = 1. Лямбда показывает, насколько отличается действительная величина соотношения смеси от теоретической. Поэтому все время идет сравнение, не содержится ли в выхлопных газах избыток топлива, который может там появиться в результате неполного сгорания.
Кислородный, или лямбда-зонд размещен в потоке выхлопных газов (в автомобилях с двигателем 1,8–92 кВт в переднем конусе катализатора). После запуска двигателя он нуждается в хорошем прогреве до достижения своей температуры эксплуатации. Этой температуры он достигнет за 20–30 секунд и в дело вступает вся система лямбдарегулировки.
Керамический материал кислородного зонда проницаем для ионов кислорода при температуре не ниже 300° С. Внешняя поверхность керамики находится в выхлопных газах, в то время как внутренняя часть в нормальной атмосфере. Разница в концентрации ионов кислорода образует сигнал, являющийся мерой содержания кислорода в выхлопных газах. В узле управления системы BOSCH-MOTRONIC этот сигнал используется для изменения времени впрыска таким образом, чтобы изменилось соотношение смеси. Так удерживается сигнал лямбда = 1 (0,99–1,01). Катализатор представляет собой многозвенный керамический монолит, поверхностные слои которого сложены из трех благородных металлов: платины, палладия и родия в соотношении 1:14:1. Для того чтобы как можно быстрее нагреть катализатор до рабочей температуры после холодного старта, надо сдвинуть точку зажигания назад на 15° поворота коленчатого вала и слегка повысить обороты холостого хода. Таким образом, из выхлопных газов освобождается больше энергии, и продолжительность нагрева сокращается почти наполовину.
Следующие узлы также относятся к двигателю в сборе (см. рис. Вспомогательные детали и узлы двигателя).
Кронштейн генератора – насоса усилителя руля – компрессора кондиционера расположен на левой стороне двигателя (спереди, если смотреть в направлении движения). На кронштейне закреплены генератор и насос усилителя руля (см. рис. Кронштейн генератора, насоса усилителя руля и насоса кондиционера).
Насос охлаждающей жидкости находится в полости блок-картера со стороны шестерен газораспределителя и приводится в движение зубчатой ременной передачей вместе с ними. Насос представляет собой компактный монтажный узел и в случае неисправности также как узел подлежит замене в сервисе. Крыльчатка насоса турбинного типа. К блоккартеру двигателя он крепится фланцем, являющимся частью насоса. Фланец привинчивается двумя болтами М8 в резьбовые отверстия в блок-картере, которые одновременно удерживают и защитный кожух за зубчатой ременной передачей привода насоса. Уплотнение к блоку обеспечивается резиновой шайбой. Подшипники насоса заправлены консистентной смазкой.
Смазка двигателя циркуляционная, под давлением, с полной фильтрацией масла. Количество моторного масла при его замене 3,5 л. Рекомендуемое масло приведено в ИНСТРУКЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ и здесь можно только добавить, что моторное масло должно удовлетворять стандарту TL 52 107 (VW 50000 или VW 50101, ACEA A2). Масломерный щуп изготовлен из стальной полосы и вставлен в трубку, установленную в отверстие в блок-картере двигателя и прикрепленной вверху к всасывающему модулю.
В системе смазки находится выключатель давления – бароскоп, действующий как выключатель обратного действия. Если на его контактах отсутствует давление, выключатель включен, контрольная лампочка светится. Если же давление масла поднимется на 0,015 ± 0,01 МПа, лампочка погаснет. Диапазон работы бароскопа от 0,015 до 0,035 МПа.
Деаэрация картера двигателя производится с помощью маслоотделителя. Он изготовлен из пластмассы и установлен на блок-картер двигателя под всасывающим трубопроводом. Маслоотделитель шлангом подсоединен к трубке воздушного фильтра. Таким образом, пары масла попадают в поступающий воздух (см. рис. Кронштейн масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями). Узел масляного насоса (см. рис. Монтаж масляного насоса и перегородки, препятствующей быстрому переливу масла) соединен с всасывающей сеткой (размещенной в пространстве между перегородками нижней крышки двигателя) шлангом. Насос шестеренный и приводится в действие роликовой цепью от звездочки коленчатого вала. При оборотах насоса 1000 1/мин. и температуре масла в двигателе 80° С (масло 20 SAE) рекомендованное количество составляет 7,1 л (т.е. примерно 6 кг) в минуту при давлении 0,4–0,5 МПа.
Насос смонтирован в нижней части блок-картера двигателя с возможностью установки натяжения цепи при передвижении насоса. На кожухе насоса находится клапан избыточного давления, предоставляющий возможность возврата масла при избыточном давлении 0,4–0,5 МПа. Сетка на кожухе насоса улавливает грязь и его можно чистить. Фильтр масла предназначен для одноразового использования. Его надо менять всегда одновременно со сменой моторного масла. Фильтр рассчитан на полный поток масла (М = 15–20 Нм).
Нижняя крышка двигателя изготовлена из алюминиевого литья под давлением. К блоккартеру двигателя крышка прикреплена семнадцатью болтами М6. Между посадочными поверхностями блок-картера и крышки наносится герметизирующая мастика. У пробки для спуска масла резьба М14 х 1,5 и шестигранник под ключ 19 мм. Пробка герметизируется металлической шайбой, сменяемой при каждом новом завертывании пробки.
В крышке имеются перегородки, уменьшающие перелив масла. Между ними находится всасывающая сетка масляного насоса.