11.1. Тормозная жидкость
Жидкость в трубопроводах тормозного механизма и тормозных цилиндрах — это смесь
гликоля и других компонентов. Эта желтоватая — ядовитая и агрессивная против
автомобильного лака — жидкость не воздействует на металлические и резиновые
детали. Она остается даже при –40 °C достаточно жидкой и имеет крайне высокую
температуру кипения около 260 °C.
Тормозная жидкость, однако, имеет крайне неприятное свойство: она охотно воду
присоединяет, то есть она гигроскопична. Вода может попасть — например, из-за
влаги в воздухе — в тормозную жидкость: через бачок, а также через микроскопические
трещинки в тормозных шлангах и резиновых манжетах тормозных цилиндров. Такое
водопоглощение ведет не только к коррозии металлических элементов системы, но
и обуславливает также понижение температуры кипения жидкости. Только при 2,5%
содержания воды температура кипения тормозной жидкости составляет 150°C.
Это очень опасно при сильной нагрузке на тормозную систему (езда с прицепом,
частые торможения до полной остановки на скоростной автомобильной магистрали),
так как тормозная жидкость при этом сильно нагревается. Из-за нагретых тормозов
в тормозной жидкости образовываются пузыри водяного пара. Эти пузыри создают
некую пустоту в тормозной системе, и при этом увеличивается ход педали тормоза;
может случиться, что Вы будете нажимать ногой в «пустоту»! В этом случае надо
сделать несколько быстрых нажатий на педаль тормоза. Особенно опасно образование
паровых пузырей при остановке машины после сильной нагрузки на тормоза. При
отсутствии охлаждения воздухом в неподвижном состоянии детали тормозной системы
нагреваются еще сильнее; наибольшей температуры они достигают примерно через
15 минут после остановки. Если Вы после этого продолжите движение, то это может
привести к непредсказуемым последствиям. Примерно через полчаса после остановки
тормозная жидкость будет иметь нормальную температуру.
Чтобы избежать этого, рекомендуется заменять тормозную жидкость через каждые
50000 км, но не реже 1 раза в 3 года. Тормозная жидкость должна соответствовать
спецификации SAE J 1703. В Германии этому соответствует спецификация Super DOT
3 или DOT 4.