20.5. Работа системы кондиционирования воздуха
КомпрессорКомпрессор имеет отключаемый ременный привод от коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроено фрикционное сцепление с электромагнитным включением. Когда сцепление выключено, вал компрессора не вращается. При включении сцепления по обмотке электромагнита проходит ток и электромагнитные силы прижимают ведомый диск сцепления к вращающемуся шкиву. Вал компрессора начинает вращаться заодно со шкивом.
При работе компрессор сжимает пары хладагента, которые подводятся к нему по
трубопроводу из испарителя. На выходе из компрессора давление и температура
паров возрастают. Для смазки узлов трения компрессора служит холодильное масло,
которое поступает в компрессор в смеси с парами хладагента.
Редукционный клапан
Компрессор снабжен редукционным клапаном, который выполняет защитную функцию.
В некоторых случаях давление на выходе компрессора может достигнуть предельно
допустимого значения. Для исключения повреждения системы КВ редукционный клапан
отрегулирован на предельное давление 3140-3623 кПа при использовании в системе
хладагента R-12 и 3171-4137 кПа при использовании хладагента R-134а. Если редукционный
клапан сработал, необходимо устранить причины чрезмерного повышения давления
(отказ выключателя высокого давления, отказ электрического вентилятора и т.
п.) и при необходимости заменить хладагент и холодильное масло.
Теплообменник конденсатора
Теплообменник конденсатора расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя
и предназначен для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессором до
высокого давления паров хладагента в жидкость. Охлаждение обеспечивается за
счет теплопередачи в воздух, омывающий змеевик теплообменни ка с развитым оребрением.
Дроссельный патрубок
Пластиковый дроссельный патрубок с дроссельным отверстием и сетчатым фильтром
встроен в трубопровод, подводящий жидкий хладагент к теплообменнику испарителя.
Дроссель обеспечивает ограниче ние расхода жидкого хладагента и снижение давления
на входе в испаритель. Дроссельный патрубок и дроссель защищены от засорения
с помощью сетчатых фильтров, расположенных на входе и выходе патрубка. Дроссельный
патрубок заменяется только в сборе. После остановки двигателя (при включенной
системе KB) жидкий хладагент продолжает некоторое время (до выравнивания давлений)
течь через дроссельный патрубок из зоны повышенного давления в зону низкого
давления. Течение жидкости сопровождается характерные шипящим звуком, который
слышен в течение 30–60 с после выключения двигателя. Это вполне нормально.
Теплообменник испарителя
Испаритель предназначен для охлаждения и уменьшения влажности воздуха, поступающего
в салон автомобиля. После прохождения жидкого хладагента через дроссель давление
уменьшается и хладагент попадает в теплообменник испарителя. Охлаждение воздуха,
омывающего развитую оребренную поверхность испарителя, обеспечивается за счет
теплопередачи от воздуха к хладагенту, который переходит в газообразное состояние
с поглощением тепла. При охлаждении воздуха на холодных трубках и ребрах испарителя
одновременно происходит конденсация содержащихся в воздухе паров воды. При включенном
кондиционере конденсированная влага стекает с испарителя.
Ресивер
Устройство ресивера
А ВЫХОДНОЙ ШТУЦЕР В. ВХОДНОЕ ОТВЕРСТИЕ ЗАБОРНОЙ ТРУБКИ С. ВХОДНОЙ ШТУЦЕР D. ОТРАЖАТЕЛЬ Е. ЗАБОРНАЯ ТРУБКА F. ЕМКОСТЬ С ПОГЛОТИТЕЛЕМ ПАРОВ ВОДЫ G. ФИЛЬТР Н. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТВЕРСТИЯ В ЗАБОРНОЙ ТРУБКЕ ДЛЯ ПОДВОДА МАСЛА |
Теплообменник отопителя
Теплообменник предназначен для повышения температуры воздуха, поступающего в салон автомобиля. Нагрев атмосферного воздуха осуществляется за счет тепла охлаждающей жидкости двигателя, циркулиру ющей по трубкам теплообменника отопите ля. Интенсивный теплообмен между горячей охлаждающей жидкостью и холодным воздухом обеспечивается развитой наружной поверхностью оребренных трубок.