10.4. Колеса (установка и геометрия)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Контрольные углы поворота
Конструктивное решение переднего моста и рулевого управления предоставляет возможность достижения оптимального компромисса всех факторов, оказывающих влияние на обкатку колес по дорожному покрытию при езде прямо и во всем диапазоне угла поворота колес. Если не выдержаны рекомендуемые геометрические величины, колеса при обкатке частично скользят – обдираются о дорожное покрытие. Результатом является чрезмерный и быстрый износ шин. Некоторые величины установки колес имеют, понятно, допуск.
Аналогичная ситуация наблюдается и у заднего моста с той только разницей, что колеса не имеют возможность поворачиваться.
Одновременным условием является и гармония в установке переднего и заднего мостов.
Оба должны быть взаимно параллельны и одновременно перпендикулярны продольной оси автомобиля и эта ось должна делить пополам колеи колес.
С учетом максимального упрощения обслуживания можно подвергать регулировке очень небольшое количество геометрических элементов.
Из основных геометрических величин переднего моста (развал колес, наклон шкворня поворотного кулака вбок, наклон шкворня поворотного кулака назад, сход колес, предельный угол поворота и контрольный угол поворота управляемых колес) регулировкой можно повлиять лишь на сход колес и контрольный угол поворота управляемых колес.
У заднего моста величины установки колес задаются конструктивно и ни одна из них не регулируется.
На сход колес переднего моста можно оказать, влияние сокращением или удлинением тяг рулевого управления. Здесь необходимо предупредить, что коррекция должна быть осуществлена одновременно изменением длины обеих тяг, а именно каждой на половину требуемой величины. Управление должно быть симметричным. Для информации добавим, что относительная длина тяг рулевого управления определяется измерением длины резьбовой части между концом резьбы и контргайкой шарового шарнира. Этот размер должен быть у обеих тяг одинаков.
Для практического применения важно знать, что сокращение или удлинение тяги на 1 мм, осуществляемое поворотом одной тяги на 360° , изменяет сход колес примерно на 0° 15" у каждого из колес.
Симметричность рулевого управления необходима для того, чтобы в процессе поворота колес из одного крайнего положения в другое были сохранены углы поворота управляемых колес.
В любом положении поворота колес рулем их установка должна быть такова, чтобы радиальные плоскости колес были перпендикулярны к прямым, проходящим через оси колес и точку вращения автомобиля.
Измерение геометрии является очень ответственной работой, требующей квалифицированного умения, точности, тщательности и хорошей измерительной техники. Поэтому контроль геометрии рекомендуется проводить в сервисе ШКОДА.