3.5. Головка цилиндров и клапаны


Снятие и установка головки цилиндров (двигатель не снят)

Головка цилиндров может быть снята на установленном двигателе. Эта операция коротко описывается ниже. Необходимо также ознакомится с содержанием раздела, описывающим снятие двигателя, так как многие работы по снятию двигателя необходимо выполнить также при снятии головки цилиндров. Если двигатель уже снят, подготовительные работы могут не проводиться.
Снятие головки цилиндров без снятия двигателя требуется, например, при замене прокладки головки цилиндров или для шлифовки клапанов. Головки цилиндров разрешается снимать только после охлаждения двигателя (до комнатной температуры).
Снятие головки цилиндров для различных типов двигателя описывается раздельно. Однако здесь описываются не все отличия, имеющие место для различных типов двигателя.

ДВИГАТЕЛЬ OHC – ТИП C20 NE – ДО 1995 Г. ВЫПУСКА


Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Слейте жидкость из системы охлаждения (Раздел Заправка охладителя системы охлаждения Главы Текущий уход и обслуживание) и отсоедините шланги от корпуса термостата. Соберите в емкость охлаждающую жидкость для дальнейшего применения, если она находилась в системе непродолжительное время.
3. Отсоедините приемную трубу системы выпуска от выпускного коллектора.
4. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки от шарнирной головки и от опоры. Крепление его показано на иллюстр.
5. Головка цилиндров может быть снята вместе с коллектором или коллектор может быть отсоединен от головки цилиндров до ее снятия. Если, например, необходимо заменить только прокладку головки цилиндров, можно отсоединить впускной трубопровод от головки цилиндров и сдвинуть его в сторону. Таким образом можно сэкономить работу по отсоединению различных трубопроводов, кабелей и шлангов.
6. Если головка цилиндров должна сниматься с выпускным коллектором, необходимо отсоединить все шланги, трубопроводы, кабели и т.п. от выпускного коллектора.
7. Снимите ремень привода генератора.
8. Отсоедините шланг всасывания воздуха от корпуса дроссельной заслонки. Отсоедините шланг от крышки корпуса подшипников распределительного вала. Это шланг вентиляции, соединенный с впускным трубопроводом.
9. Отсоедините кабели от свечей зажигания и катушки зажигания. При необходимости пометьте кабели.
10. Следующая операция важна и должна быть выполнена перед снятием зубчатого ремня. Вставьте торцевой ключ в центр шкива коленчатого вала и проверните коленчатый вал по направлению вращения так, чтобы он и распределительный вал заняли положение, показанное на иллюстр. (распределительный вал - вверху, коленчатый вал - внизу). Метка на колесе распределительного вала должна совпасть с меткой на планке, штифт на нижней стороне должен находиться напротив метки коленчатого вала.
11. Снимите крышку корпуса распределительного вала.
12. Снимите зубчатый ремень. Эта работа описана в соответствующем разделе.
  – Удерживая зубчатое колесо распределительного вала от проворачивания, отверните болт в центре. Снимите колесо. Отверните верхние болты задней защитной крышки ремня.
13. Отверните болты крепления головки цилиндров за несколько приемов в последовательности, показанной на иллюстр. За первый прием отверните болты не более, чем на четверть оборота, за второй прием на пол-оборота. Для отворачивания используйте торцевой ключ.
14a. Снимите корпус подшипников распределительного вала с головки цилиндров. Операция показана на иллюстр. 6.14a. При необходимости для отделения корпуса можно использовать резиновый молоток. Следует иметь в виду, что корпус имеет направляющие штифты.
14b. Коромысла, нажимные элементы и гидротолкатели (компенсаторы зазоров клапанов) выньте по порядку и пометьте. Детали одного узла держать вместе. Расположение деталей перед снятием показано на иллюстр. 6.14b. Толкатели необходимо поставить в вертикальную емкость, наполненную маслом, чтобы исключить попадание воздуха во внутренние полости.
15. Снимите головку цилиндров и удалите прокладку. Прочно сидящую головку цилиндров можно обстучать резиновым молотком. Не следует отделять головку цилиндров от блока цилиндров с помощью отвертки. Захват головки цилиндров при снятии показан на иллюстр.
Тщательно очистите поверхности головки и блока цилиндров и проверьте плоскостность их поверхностей стальной линейкой, как описано ниже.
Отверстия под болты крепления головки цилиндров не должны содержать масло, которое может образовывать гидравлические подушки.

Установка

Устанавливается головка цилиндров следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Положите на головку цилиндров прокладку так, чтобы надпись OBEN/TOP была наверху и со стороны привода механизма распределения.
2. Установите головку на блок цилиндров и обстучите ее резиновым молотком. Направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия.
3. Установите гидротолкатели, нажимные элементы и коромысла. Смажьте детали небольшим количеством графитовой смазки. Детали должны быть обязательно установлены на свои прежние места.
4. Смажьте герметиком сопрягаемую плоскость головки цилиндров.
5. Установите корпус подшипников распределительного вала на головке цилиндров. Временно вставьте колесо распределительного вала, чтобы убедиться, что метка находится в нужном положении.
6. Вверните новые болты крепления головки цилиндров (их всегда необходимо заменять) и затяните их до упора.
7. Затяните болты в последовательности, обратной схеме, приведенной на иллюстр.
8. Затяжка болтов должна производиться с применением уже упомянутого выше комплекта торцевых головок следующим образом: Затяните все болты в указанной последовательности моментом 25 Нм.
9. С помощью торцевой головки в указанной последовательности доверните каждый болт на угол 90° (четверть оборота) без применения динамометрического ключа.
10. Из этого положения также в указанной последовательности снова доверните каждый болт на 90°.
11. Еще раз доверните все болты в указанной последовательности на 90°. Таким образом, доворачивание на 90° производится трижды.
Указанная выше операция производится следующим образом. Головка устанавливается на болт таким образом, чтобы рукоятка была параллельна головке цилиндров. После поворота на 90° рукоятка должна занять положение, перпендикулярное продольной оси головки цилиндров. В специализированных мастерских для соблюдения угла затяжки пользуются градированной шайбой, показанной на иллюстр.
12. Закрепите болтами заднюю защитную крышку зубчатого ремня (6 Нм) и наденьте на распределительный вал колесо. Удерживая колесо от проворачивания, затяните болт его крепления моментом 45 Нм.
13. Соедините выпускной коллектор с приемной трубой системы выпуска.
14. Наденьте зубчатый ремень и натяните его. Подробности выполнения этой операции описаны в соответствующем разделе.
15. Все прочие работы выполняются в последовательности, обратной разборке. В заключение натяните ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля.

ДВИГАТЕЛЬ OHC – ТИП X 20 SE – С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА

Снятие

Снятие головки цилиндров этого двигателя аналогично снятию головки цилиндров двигателя более раннего выпуска. Однако имеются некоторые отличия вследствие изменения конструкции двигателя. Перед снятием головки цилиндров двигатель должен быть охлажден до комнатной температуры. Головка цилиндров снимается следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Расстыкуйте штекерное соединение и отсоедините от впускного трубопровода шланги.
2. Расстыкуйте оба штекерные соединения, показанные на иллюстр. Это соединение датчиков температуры охлаждающей жидкости (1) и положения коленчатого вала (2).
3. Слейте охлаждающую жидкость из системы.
4. Отсоедините два шланга охлаждающей жидкости от корпуса термостата.
5. Выверните болты и снимите защитный лист поддона картера.
6. Снимите с передней части двигателя демпфер крутильных колебаний. Для исключения проворачивания коленчатого вала необходимо удерживать центральный болт при отворачивании болтов крепления демпфера колебаний, как показано на иллюстр.
7. Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.
8. Расстыкуйте штекерное соединение датчика температуры охлаждающей жидкости (1) и отсоедините верхний шланг охлаждающей жидкости (2) от выпускного штуцера. Места расположения соединений показаны на иллюстр.
9. Следующая операция должна быть выполнена перед снятием зубчатого ремня. Вставьте торцевую головку в центр шкива коленчатого вала и проверните его в направлении вращения так, чтобы вал занял положение, показанное на иллюстр. Угол "А" должен составлять 60°.
10. Теперь снимите зубчатый ремень. Для этого ослабьте болт крепления натяжного ролика и поверните регулировочный эксцентрик в направлении стрелки (по часовой стрелке) так, чтобы указатель (1) на иллюстр. находился напротив левого упора. Теперь осторожно отделите зубчатый ремень от зубчатого колеса распределительного вала.
11. Отсоедините кабельную подводку от крышки головки цилиндров.
12. Отсоедините три шланга вентиляции картера от крышки корпуса распределительного вала, два из них расположены на одной стороне (на стороне кабельной подводки), а один находится на противоположной стороне.
13. Отверните болты крепления и отсоедините крышку корпуса подшипников распределительного вала.
14. Удерживая от проворачивания зубчатое колесо, отверните болт в центре. Снимите зубчатое колесо.
15. Выверните два болта из торца картера распределительного вала.
16. Отверните болты крепления и снимите грузозахватную скобу (транспортировка двигателя) с корпуса подшипников распределительного вала.
17. Отверните болты крепления и отсоедините приемную трубу с каталитическим нейтрализатором от выпускного коллектора. Рассматриваемый узел показан на иллюстр. 3.20
18. Отверните за несколько приемов болты крепления головки цилиндров в последовательности, показанной на иллюстр. За первый прем болты отворачиваются не более чем на четверть оборота. Для этого используется ключ "Torx 55".
19. Снимите корпус подшипников распределительного вала с головки цилиндров. При необходимости для отделения корпуса можно использовать резиновый молоток. По порядку снимите коромысла, нажимные элементы и гидротолкатели и пометьте их. Детали, относящиеся к одному цилиндру, храните вместе. Расположение рассматриваемых деталей перед снятием показано на иллюстр.
20. Снимите головку цилиндров и удалите прокладку. Прочно сидящую головку цилиндров можно обстучать резиновым молотком. Не следует отделять головку от блока цилиндров с помощью отвертки.
Тщательно очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров и проверьте их плоскостность стальной линейкой, как это ниже. Отверстия под болты крепления головки цилиндров не должны содержать масло, которое может образовывать гидравлическое подушки.

Установка

Устанавливается головка цилиндров следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Положите на головку цилиндров прокладку так, чтобы надпись OBEN/TOP была наверху и со стороны привода механизма распределения.
2. Установите головку на блок цилиндров и обстучите ее резиновым молотком. Направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия.
3. Установите гидротолкатели, нажимные элементы и коромысла. Смажьте детали небольшим количеством графитовой смазки. Детали должны быть обязательно установлены на свои прежние места.
4. Смажьте герметиком сопрягаемую плоскость головки цилиндров.
5. Установите корпус подшипников распределительного вала на головку цилиндров.
6. Вверните новые болты крепления головки цилиндров (их всегда необходимо заменять) и затяните их до упора.
7. Затяните болты в последовательности, обратной схеме, приведенной на иллюстр. Затяжка болтов должна производиться с применением уже упомянутого выше комплекта торцевых головок следующим образом:
8. Затяните все болты в указанной последовательности моментом 25 Нм.
9. С помощью торцевой головки в указанной последовательности доверните каждый болт на угол 90° (четверть оборота) без применения динамометрического ключа.
10. Из этого положения также в указанной последовательности снова доверните каждый болт на угол 90°.
11. Еще раз доверните все болты в указанной последовательности на угол 90°. Таким образом, поворот на угол 90° производится трижды.
Указанный выше угол поворота болтов достигается следующим образом. Головка устанавливается на болт таким образом, чтобы ее рукоятка была параллельна головке цилиндров. После поворота на 90° рукоятка должна занять положение, перпендикулярное продольной оси головки цилиндров. В автомастерских для соблюдения угла затяжки пользуются градуированной шкалой, показанной на иллюстр.
12. Закрепите болтами заднюю защитную крышку зубчатого ремня (6 Нм) и наденьте на распределительный вал зубчатое колесо. Удерживая колесо от проворачивания, затяните болт его крепления моментом 45 Нм.
13. Приверните болтами грузозахватные проушины (15 Нм).
14. Соедините приемную трубу глушителя с выпускным коллектором.
15. Наденьте и натяните зубчатый ремень.
16. Все прочие работы выполняются в последовательности, обратной разборке. В заключение натяните ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля. Болты крепления демпфера крутильных колебаний затяните моментом 20 Нм, удерживая коленчатый вал от проворачивания.

ДВИГАТЕЛЬ OHC 2.4 Л (C 24 NE) (С ЦЕПНЫМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ)

Снятие

Головка цилиндров снимается только в холодном состоянии двигателя, т.е. при температуре масла не более 20° С.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора. Для этого следует использовать головку с удлинителем.
3. Ослабьте крепление обоих хомутов, показанных стрелками на иллюстр. и снимите шланг всасывания воздуха.
4. Слейте жидкость из системы охлаждения.
5. Отсоедините все шланги от корпуса термостата и насоса охлаждающей жидкости.
6. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки.
7. Расстыкуйте штекерное соединение вентилей впрыска и потенциометра дроссельной заслонки.
8. Отсоедините кабель массы от впускного трубопровода, отвернув винт.
9. Пометьте оба топливных шланга в соответствии с иллюстр. и снимите, ослабив крепление хомутов. Соблюдайте осторожность – топливо может находиться под давлением.
10. Отсоедините трубку вентиляции картера распределительного вала от впускного трубопровода.
11. Снимите крышку головки цилиндров, как показано на иллюстр., отвернув болты. Под крышкой находится распределительный вал. Расстыкуйте по порядку штекерные соединения свечей зажигания, предварительно пометив их.
12. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ. Для данного типа двигателя сделать это необходимо точно. Углубление в распределительном вале должно находиться в положении, показанном на иллюстр. Кроме того в маховике имеется шарик, который должен находиться напротив штифта в блоке цилиндров.
13. Снимите переднюю защитную крышку с головки цилиндров.
14. Выверните из распределительного вала пластмассовый ограничительный винт подачи топлива и снимите зубчатое колесо, удерживая распределительный вал от проворачивания. Для этого требуется многошлицевой ключ, который вставляется так, как показано на иллюстр.
15. Поверните оба вставленные сверху винта налево и направо наружу. Винты крепят блок управления к головке цилиндров.
16. Отверните болты крепления головки цилиндров равномерно по спирали снаружи внутрь. Сначала на четверть оборота, а затем на пол-оборота. Для отворачивания болтов следует применять прочный торцевой ключ-шестигранник. Для отворачивания двух задних болтов необходимо применять шестигранник на 10 мм разной длины. Болт (А = правая сторона), показанный на иллюстр., отворачивается ключом, длиной 73 мм, болт (В = левая сторона) – ключом длиной 103 мм.
Применение ключей другой длины может вызвать трудности при отворачивании болтов.
17. Снимите головку цилиндров с блока, при этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить выключатель дроссельной заслонки и саму заслонку.
18. Тщательно очистите сопрягаемые поверхности блока цилиндров и головки. Для этого можно использовать плоский шабер. Тщательно удалите остатки прокладки.

Установка

Устанавливается головка цилиндров в последовательности, обратной ее снятию. При этом необходимо обратить внимание на следующее:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сопрягаемые плоскости корпуса подшипников механизма распределения и блока цилиндров покрываются герметиком. Фирма Opel использует для этого герметик № 1503294, продаваемый в тюбиках. Герметик наносится валиком шириной 3 мм в месте, показанном на иллюстр. В этом месте имеется углубление, куда вставляется резиновое уплотнительное кольцо. Сальник (А) замените.
2. Положите новую прокладку и установите головку цилиндров, следя за тем. чтобы направляющие втулки вошли в отверстия.
3. Вверните по порядку новые болты крепления головки цилиндров и затяните их от руки. Затяните болты в последовательности, показанной на иллюстр. Обратите внимание на затяжку двух задних болтов (смотри указание ниже):
– все болты, показанные на иллюстр., затяните моментом 60 Нм;
– все болты, показанные на иллюстр. подтягиваются без применения динамометрического ключа на угол 90° (четверть оборота).
Задние болты крепления головки цилиндров: Вследствие особенности конструкции подтяжка задних болтов не может производиться сразу на угол 90°. Сначала подтягивается один болт на угол 30°, затем другой. Следует применять торцевые ключи различной длины.
4. Установите на головке цилиндров крышку привода механизма распределения (момент затяжки 25 Нм).
5. Проверьте, чтобы совпадали маркировки на зубчатом колесе распределительного вала и кронштейне распределительного вала, а шарик на маховике был напротив штифта в блоке цилиндров. Закрепите зубчатое колесо распределительного вала моментом 25 Нм (смотри иллюстр.).
6. Установите новый пластмассовый винт ограничения подачи топлива.
7. Далее необходимо измерить зазор между упорными поверхностями крышки и ограничительного винта. Для этого введите щуп в месте, указанном на иллюстр. Если зазор выходит за пределы 0.1 – 0.2 мм, крышку необходимо опять снять и отрегулировать, нанеся удар тупой оправкой по упорной поверхности.
8. Проверьте, хорошо ли очищены сопрягаемые поверхности и установите новую прокладку под крышку головки цилиндров. В автомастерских фирмы Opel для уплотнения применяют "Pattex". Длинные болты устанавливают под кронштейн.
9. Состыкуйте штекерные соединения свечей зажигания.
10. Присоедините шланг вентиляции картера к впускному трубопроводу.
11. В соответствии с маркировкой соедините топливопроводы.
12. Присоедините к впускному трубопроводу кабель массы.
13. Состыкуйте все штекерные соединения, присоедините трос привода дроссельной заслонки и вакуумные шланги.
14. Прочие работы производятся в последовательности, обратной разборке. Болты соединения приемной трубы глушителя и выпускного коллектора необходимо смазать графитовой смазкой. Шланг всасывания воздуха присоединяется в соответствии с иллюстр.

ДВИГАТЕЛЬ DOHC

Снятие

Головку цилиндров перед снятием охладить до комнатной температуры.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Слейте жидкость из системы охлаждения, как описано в разделе Разделе Заправка охладителя системы охлаждения Главы Текущий уход и обслуживание. Охлаждающую жидкость можно собрать в емкость и использовать повторно, если она не слишком долго эксплуатировалась.
3. Расстыкуйте все штекерные соединения и отсоедините шланги от впускного трубопровода.
4. Расстыкуйте штекерные соединения, показанные на иллюстр. Штекер (1) принадлежит системе EGR (рециркуляции отработавших газов), штекер (2) принадлежит датчику указателя температуры охлаждающей жидкости, штекер (3) также принадлежит датчику (другому) температуры охлаждающей жидкости. Кабельный жгут (4) отсоедините от хомута и отведите в сторону.
5. Расстыкуйте два других штекерных соединения. Один штекер принадлежит модулю зажигания, другой регулирующему вентилю адсорбера. Последний называется также вентилем испарителя.
6. Отсоедините шланг охлаждающей жидкости от переходника на модуле зажигания.
7. Поднимите и установите переднюю часть автомобиля на подставки. Отверните болты и снимите щиток поддона картера с шасси.
8. Снимите с передней стороны двигателя демпфер крутильных колебаний. Для предотвращения проворачивания коленчатого вала при отворачивании болтов крепления демпфера удерживайте центральный болт.
9. Отверните болты и отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора.
Снимите крышку кабелей свечей зажигания с крышки головки цилиндров.
10. На стороне привода механизма распределения, примерно в центре зубчатого ремня расстыкуйте штекерное соединение (датчик положения распределительного вала ).
11. Отверните винты и снимите крышку кабелей с защитной крышки зубчатого ремня, отведите в сторону кабели и, отвернув все болты, снимите защитную крышку.
12. Теперь снимите зубчатый ремень. Для этого ослабьте болт крепления натяжного ролика и поверните регулировочный эксцентрик в направлении стрелки (по часовой стрелке) так, чтобы указатель (1) на иллюстр. находился напротив левого упора (одинаково для двигателей OHC и DOHC). Теперь осторожно снимите зубчатый ремень с колеса распределительного вала.
13. Отсоедините два шланга охлаждающей жидкости от патрубков.
14. Отсоедините верхний шланг охлаждающей жидкости от корпуса термостата. Шланг (1) показан на иллюстр.
15. Отсоедините воздушный шланг от обратного клапана системы вторичного воздуха. У новых двигателей эта система отсутствует.
16. Отсоедините и выньте вентиляционный шланг (1) на иллюстр.
17. Расстыкуйте штекерные соединения свечей зажигания. Для этого имеется специальный инструмент.
Снимите крышку головки цилиндров. Обратите внимание на наличие уплотнительного кольца.
18. Удерживая оба зубчатых колеса распределительного вала от проворачивания гаечным ключом, надетым на шестигранник распределительного вала , отверните болты крепления колес. Снимите оба зубчатых колеса. Выверните также датчик положения распределительного вала, расположенный в середине между обоими распределительными валами.
19. Отверните 5 болтов (два снизу, три сверху) и снимите внутренний щиток двигателя.
20. Перед снятием крышек подшипников распределительного вала необходимо обратить внимание на цифровую маркировку крышек, что поможет позже установить их на свои прежние места. Ослабьте гайки крепления крышек за несколько приемов крест-накрест (каждый прием от пол-оборота до одного оборота) так, чтобы они свободно отворачивались. По порядку снимите крышки и выньте распределительные валы. Впереди находится упорный подшипник.
Снимите с распределительного вала сальник. Расположение маркировки крышек показано на иллюстр.
21. Отверните болты крепления головки цилиндров за несколько приемов в последовательности, показанной на иллюстр. За первый прием болты отворачиваются на угол, не превышающий четверть оборота. Болты отворачиваются торцевым ключом "Torx 55". На иллюстр. показан двигатель с восемью клапанами, однако расположение болтов у рассматриваемого двигателя аналогичное.
22. Снимите головку цилиндров и удалите прокладку. Прочно сидящую головку цилиндров можно обстучать резиновым молотком. Не следует отделять головку цилиндров от блока цилиндров с помощью отвертки.
Тщательно очистите поверхности головки и блока цилиндров и проверьте плоскостность их поверхностей стальной линейкой, как это описано ниже. Отверстия под болты крепления головки цилиндров не должны содержать масло, которое может образовывать гидравлическое подушки.

Установка


Устанавливается головка цилиндров следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Положите на головку цилиндров прокладку так, чтобы надпись "OBEN/TOP" была наверху и со стороны привода механизма распределения.
2. Установите головку на блок цилиндров и обстучите ее резиновым молотком. Направляющие втулки должны войти в соответствующие отверстия.
3. Вверните новые болты крепления головки цилиндров (их всегда необходимо заменять) и затяните до упора.
4. Затяните болты в последовательности, обратной схеме, приведенной на иллюстр. Затяжка болтов должна производиться с применением уже упомянутого выше комплекта торцевых головок следующим образом:
– затяните все болты в указанной последовательности моментом 25 Нм;
– с помощью торцевой головки в указанной последовательности доверните каждый болт на угол 90° (четверть оборота) без применения динамометрического ключа;
– из этого положения также в указанной последовательности снова доверните каждый болт на 90°;
– еще раз доверните все болты в указанной последовательности на угол 90°. Таким образом, поворот на 90° производится трижды.
Указанный выше угол поворота болтов достигается следующим образом. Головка устанавливается на болт таким образом, чтобы ее рукоятка была параллельна головке цилиндров. После поворота на угол 90° рукоятка должна занять положение, перпендикулярное продольной оси головки цилиндров.
5. Смажьте графитовой смазкой рабочие поверхности гидротолкателей и шеек распределительных валов и уложите распределительные валы в головку цилиндров.
6. Смажьте герметиком сопрягающуюся поверхность переднего направляющего подшипника (1) на иллюстр. и установите подшипник. Установите остальные крышки подшипника. Сразу же проверьте, совпадают ли маркировки крышек с соответствующими маркировками на головке цилиндров ( иллюстр. выше).
7. Затяните гайки крепления крышек крест-накрест моментом 8 Нм.
8. Приверните болтами заднюю защитную крышку зубчатого ремня. Вверните датчик положения распределительного вала (6 Нм).
9. Наденьте зубчатые колеса на распределительные валы метками наружу. Положение зубчатых колес показано на иллюстр. В центре видна маркировка "ЕХ" и "IN". Зубчатые колеса наденьте таким образом, чтобы колесо распределительного вала впускных клапанов вошло в отверстие, имеющее маркировку "ЕХ".
10. Вставьте болты и , удерживая распределительный вал гаечным ключом за шестигранник, затяните их. Сначала моментом 50 Нм, затем из достигнутого положения на угол 60° и в конце еще раз на 15°.
11. Проверните распределительные валы так, чтобы метка на зубчатом колесе (2) встала напротив носика на передней крышке подшипника (1). Проверните по направлению вращения коленчатый вал (головкой на центральном болте зубчатого колеса) так, чтобы маркировка на колесе коленчатого вала находилась напротив метки блока цилиндров. После этого наденьте зубчатый ремень и натяните его как, описано в соответствующем разделе для двигателя DOHC.
12. Установите крышку головки цилиндров с новыми уплотнительными кольцами.
13. Прочие работы выполняются в последовательности, обратной разборке. При сборке выдерживайте следующие моменты затяжки: демпфер крутильных колебаний 20 Нм, фланец системы вентиляции картера (новая прокладка) 25 Нм, передняя и задняя защитные крышки зубчатого ремня 8 Нм, крышка свечей зажигания 3 Нм.

Разборка и сборка головки цилиндров


Вследствие того, что конструкция головки цилиндров зависит от типа двигателя, описание раздела сборки и разборки головки цилиндров приводится отдельно для каждого типа двигателя. Ниже приводится описание разборки и сборки головки цилиндров независимо от того, ремонтировалась она или нет.

ДВИГАТЕЛЬ OHC – С ЗУБЧАТЫМ РЕМНЕМ ПРИВОДА МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ


Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Выньте гидротолкатели и положите в порядке установки.
2. В установленной последовательности отсоедините от головки цилиндров патрубок охлаждающей жидкости , корпус термостата, держатель модуля зажигания, свечи зажигания (специальный ключ), теплозащитный экран, выпускной коллектор и впускной трубопровод.
3. Клапанные тарелки имеют маркировку (пометки чертилкой), как показано на иллюстр., что позволяет при сборке установить их на прежние места.
4. Для снятия клапанов необходимо применять приспособление для сжатия клапанных пружин. Приспособление устанавливается не головку цилиндров, как показано на иллюстр. При нажатии на рычаг приспособления сжимаются клапанные пружины. После этого могут быть удалены сухари, пружины, тарелки и маслоотражательные колпачки. Далее вынимаются направляющие втулки.
5. Снимите осторожно маслоотражательные колпачки с помощью отвертки или щипцов с направляющих втулок. Под ними находятся опорные шайбы пружин, которые теперь можно снять. Колпачки должны быть сразу же выброшены (подлежат замене).
Тщательно очистите все детали и, если требуется, проверьте согласно требованиям подраздела "Ремонт головки цилиндров".

Сборка

Сборка производится следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Смажьте клапаны двигательным маслом и вставьте в направляющие (в соответствии с маркировкой).
2. Наденьте на клапаны и направляющие маслоотражательные колпачки. Для исключения повреждения колпачков наденьте на концы стержней клапанов защитные пластмассовые наконечники (иллюстр.).
3. После установки пружины, дистанционных колец (выпускные клапаны - 1), опорных шайб (впускные клапаны -- 2), маслосъемных колпачков (3) и тарелок (5) сожмите пружины (4) и вставьте сухари (6). Внутренние поверхности сухарей смажьте тонким слоем смазки, чтобы они приклеились. Медленно отпустите пружину, следя за тем, чтобы сухари правильно установились.
Собирается головка цилиндров в последовательности, обратной его разборке. При этом необходимо выдерживать следующие моменты затяжки: (смотри Спецификации).
4a. Прокладка шлангов двигателя OHC с середины 1995 г. выпуска.
4b. У двигателя OHC с середины 1995 г. выпуска на корпус подшипников распределительного вала устанавливается крышка с картонной прокладкой.
5. В заключение смажьте маслом гидротолкатели и вставьте их в соответствующие отверстия головки цилиндров. Не меняйте местами толкатели.

УКАЗАНИЯ ПО ДВИГАТЕЛЮ OHC С ПРИВОДОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТ ЗУБЧАТОГО РЕМНЯ

У более старых моделей двигателей "С 20 NE" у выпускных клапанов установлены устройства поворота клапанов, а у выпускных клапанов стальные кольца. Отличия в конструкции клапанов видны на иллюстр. выше. С появлением двигателя "X 20 SE" устройства поворота клапанов были убраны, а на их место установлены дистанционные шайбы.
У нового двигателя шланг вентиляции картера выведен не к картеру, а к крышке подшипников распределительного вала. Прокладка шлангов показана на иллюстр. пункта 4а. Установленный на старой модели двигателя распределитель зажигания заменен у нового двигателя модулем зажигания. Корпус подшипников распределительного вала закрывается картонной прокладкой. Это исключает применение сальника распределительного вала (иллюстр. пункта 4b).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. У новой модели двигателя установлены теплозащитные трубы для защиты штекерного соединения свечей зажигания. Здесь же были применены свечи с шестигранником под ключ "на 16". Трубы снимаются специальным инструментом КМ-834.
2. Упомянутый выше модуль зажигания находится сзади, справа от двигателя в месте, показанном на иллюстр.

ДВИГАТЕЛЬ OHC – С ЦЕПНЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ


Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отверните болты крепления и снимите впускной трубопровод, выпускной коллектор и корпус термостата.
2. Снимите коромысла и толкатели. Отверните болты и снимите обе крышки, заднюю и боковую.
3. Осторожно выньте распределительный вал из подшипников, не ударяя кулачками и шейками по рабочим поверхностям подшипников.
Указание

Распределительный вал рассматриваемого двигателя имеет на торцевой поверхности маркировку "U". Кроме того, распределительный вал имеет двухцветную сине/коричневую маркировку. Распределительный вал с фиолетовой маркировкой является ремонтным, у которого диаметр шеек уменьшен на 0.10 мм.


4. Выньте клапаны, как описывалось ранее, и разложите их в порядке установки.
5. Выньте щипцами маслоотражательные колпачки.
6. Выверните свечи зажигания.

Сборка

Собирается головка цилиндров следующим образом:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Наденьте новые маслоотражательные колпачки на направляющие клапанов (см. иллюстр.) и напрессуйте их отрезком трубы.
2. Обильно смажьте маслоотражательные колпачки, направляющие и стержни клапанов маслом и установите на место. Клапаны установите на свои места в соответствии с маркировкой или, если они шлифовались, в соответствующие направляющие. Впускные клапаны имеют резьбовые элементы, выпускные не имеют.
3. Обильно смажьте маслом шейки распределительного вала и вставьте вал спереди в головку цилиндров и подоприте его через монтажные отверстия.
4. Установите коромысла и толкатели.
5. Установите на места другие снятые детали.

ДВИГАТЕЛЬ DOHC


Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите фланец подвода охлаждающей жидкости и корпус термостата.
2. Отверните болты и снимите с головки цилиндров держатель модуля зажигания.
3. Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор, отверните болты крепления и снимите проушины с головки цилиндров. Снимите также грузоподъемную проушину.
4. Снимите клапаны, как это описывалось для двигателя OHC. То же самое относится к снятию маслоотражательных колпачков. Клапаны в порядке их установки на головки цилиндров вставьте в картонную коробку, проткнув ее дно. Со стороны коробки, где расположены клапаны передней части двигателя нанесите соответствующую маркировку.
5. Снимите щипцами опорные шайбы пружин. Все детали тщательно очистите и проверьте, как описано в подразделе "Ремонт головки цилиндров". При необходимости детали замените.
Собирается головка цилиндров в последовательности, обратной разборке и в соответствии с описанием для двигателя OHC. При этом необходимо выдерживать следующие моменты затяжки: (см. Спецификации).
В заключение вставьте гидротолкатели в соответствующие отверстия (обильно смажьте). Бывшие в употреблении толкатели вставьте в свои отверстия.

УКАЗАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ DOHC С СЕРЕДИНЫ 1995 Г. ВЫПУСКА


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Двигатель этого типа с середины 1995 г. выпуска имеет клапан рециркуляции отработавших газов и клапан вентиляции топливного бака, расположенные на обратной стороне головки цилиндров, как это показано на иллюстр.
2. У этого двигателя установлена также система подачи вторичного воздуха. При определенных условиях эксплуатации электронасос подает дополнительный воздух в выпускной коллектор для снижения содержания в отработавших газах вредных веществ. Благодаря этому повышается также температура отработавших газов, что в свою очередь повышает эффективность действия каталитического нейтрализатора.
Перед снятием головки цилиндров необходимо снять с выпускного коллектора детали системы подачи вторичного воздуха. На патрубке подачи воздуха перед его установкой на выпускном коллекторе должно быть заменено уплотнительное кольцо. Расположение упомянутых выше деталей показано на иллюстр. Модуль зажигания находится сзади, справа на головке цилиндров, подобно тому, как показано на иллюстр. выше.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО РЕМОНТУ ДВИГАТЕЛЕЙ ВСЕХ ТИПОВ

Для снятия клапанов может быть применено отрезок трубы, устанавливаемый на верхнюю тарелку пружины. Нижняя опорная шайба должна при этом иметь хорошую опору. Нанесите молотком резкий удар по отрезку трубы так, чтобы выскочили сухари. Они должны остаться внутри трубы. Чтобы сухари не отлетели в сторону, труба должна иметь хороший контакт с тарелкой.

Ремонт головки цилиндров

Приведенные ниже указания относятся к двигателю OHC. В отношении отличий, касающихся других двигателей, указания приведены в конце раздела.

КЛАПАННЫЕ ПРУЖИНЫ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Длина пружины изменяется в свободном состоянии, как показано на иллюстр. Все пружины должны иметь одинаковую длину.
Для контроля усилия пружины должно быть применено специальное приспособление. При его отсутствии поступают следующим образом:
1. Сравните бывшую в употреблении пружину с новой. Для этого пружины приставляют одна к другой и зажимают в тисках. Если пружины деформируются на одну и ту же величину, то это указывает на примерно равную их жесткость.
2. Если бывшая в употреблении пружина сжимается больше, чем новая, то это указывает на усталость пружины и она должна быть заменена в комплекте.
3. Установите пружины по порядку на ровной поверхности (например, на стекле) замкнутым витком вниз. Рядом с пружиной поставьте стальной угольник. Зазор между пружиной и угольником не должен превышать 2.0 мм. Большая величина зазора указывает на деформацию пружину. В этом случае пружина заменяется.

НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВТУЛКИ КЛАПАНОВ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Очистите направляющие втулки с помощью ткани, смоченной в бензине. Очистите также стержни клапанов. После этого вставьте клапаны в свои направляющие.
2. Установите на головки цилиндров на держателе индикатор (иллюстр.). Выдвиньте клапан из направляющей так, чтобы его конец был заподлицо с кромкой направляющей на другой стороне головки цилиндров, перемещая тарелку клапана вперед и назад в направлении стрелки.
3a. Подвигайте рукой тарелку клапана и снимите показания индикатора. Если индикатор показывает отклонение более 1.0 мм у впускного и более 1.3 мм у выпускного клапана, то в большинстве случаев это указывает на необходимость замены направляющей. Более точные результаты дает измерение внутреннего диаметра направляющей и наружного диаметра стержня клапана с помощью микрометра, как показано, соответственно на иллюстр. 3a и 3b в нескольких сечениях и направлениях.
Слева показаны места измерения.
3b. Разница между наибольшим значением диаметра втулки и наименьшим значениям диаметра стержня дает зазор в сопряжении. При замене направляющих втулок необходимо иметь в виду следующее:
4. В процессе сборки на заводе на двигателе могут быть установлены клапаны с увеличенным ремонтным размером.
5. Направляющие втулки и клапаны имеют маркировку. Детали с минимальными размерами маркировки не имеют, детали, идущие как запчасти имеют маркировку "К". Прочие маркировки означают следующее (в скобках обозначение запасных направляющих):
6. Направляющие втулки могут развертываться на следующий ремонтный размер. В этом случае на направляющей наносится соответствующая маркировка. Развертываются направляющие сверху (иллюстр.).
7. Проверьте общее состояние головки цилиндров, прежде чем заменить направляющую.
8. Направляющая выпрессовывается из головки цилиндров со стороны камеры сгорания с помощью оправки. Оправка должна иметь на конце проточку, диаметром равным внутреннему диаметру направляющей.
9. Если заменяются направляющие, то замене подлежат также и клапаны. После этого необходимо притереть седла клапанов.
Обильно смажьте новые направляющие и запрессуйте их со стороны распределительного вала в холодную головку цилиндров.
10. Разверните направляющие после запрессовки специальной разверткой. Если такой развертки нет, можно использовать регулируемую развертку. Разворачивать направляющие необходимо с учетом зазора, приведенного в Спецификациях. Если производится замена направляющей, седла клапанов должны фрезероваться. Поэтому сначала необходимо прочитать указания, приведенные в подразделе "Седла клапанов".

СЕДЛА КЛАПАНОВ

Контроль седел клапанов производится с помощью специального кали. Вследствие сложности рассматриваемой работы рекомендуется сдать головку цилиндров в ремонт в автомастерскую.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте все седла на наличие следов износа и каких-либо повреждений. Небольшие следы износа можно устранить фрезой с углом 45°. Если седла имеют значительный износ, их необходимо фрезеровать. Следует иметь в виду, что седла не должны слишком глубоко врезаться в головку цилиндров. Для этого клапан вставляется в отверстие и с другой стороны измеряется длина выступающей части стержня клапана специальным калибром.
2. Седла должны фрезероваться, если устанавливались новые направляющие втулки. Это производится следующим образом:
– фрезеруйте седло под углом 45°;
– слегка фрезеруйте верхнюю кромку седла под углом 15° , а нижнюю под углом 60° так, чтобы ширина рабочей фаски седла впускного клапана составляла 1.0 – 1.5 мм, а выпускного 1. 7 – 2.2 мм.
Если в результате фрезерования седел стержень клапана выступает слишком далеко из головки цилиндров, необходимо провести измерение с новыми клапанами. Если и в этом случае результат получается неудовлетворительным, то необходимо менять головку цилиндров.
У двигателя OHC седла клапанов не подлежат замене.
3. После фрезерования седел они должны быть притерты. Для этого на поверхность седла наносится притирочная паста, и клапан вставляется в свое гнездо. На головку клапана устанавливается присоска и клапан поворачивается попеременно в обе стороны (иллюстр.). Периодически клапан следует поднимать присоской и поворачивать на четверть оборота.
4. После притирки все детали тщательно очистите от загрязнений и пасты и проверьте сопряжение клапана с седлом. Сопряжение является удовлетворительным, если в результате поворачивания клапана на деталях остается непрерывное и хорошо видное кольцо, ширина которого равна ширине сопряженной поверхности.
5. Нанесите карандашом штрихи по всей окружности рабочей фаски клапана на расстоянии примерно 1 мм друг от друга. После этого осторожно опустите клапаны в отверстие направляющей втулки и проверните клапан на 90°, слегка нажав на него.
6. Снова выньте клапан и проверьте, исчезли ли карандашные штрихи с рабочей фаски тарелки клапана. Если ширина рабочей фаски соответствует заданной, головка цилиндров может устанавливаться на место. В противном случае седла требуют обработки. В случае невозможности достижения заданных значений механической обработкой головки цилиндров подлежит замене. Консультации по вопросам ремонта головки цилиндров Вы можете получить в автомастерской.

КЛАПАНЫ

Незначительные повреждения на рабочей поверхности головки клапана могут быть исправлены притиркой, как это описано выше.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Измерьте параметры клапанов, указанные на иллюстр (a = диаметр тарелки клапана, b = диаметр стержня клапана). В случае несоответствия заданным значениям клапаны замените на новые. Имейте в виду отличия между впускными и выпускными клапанами. Необходимые данные приведены в Спецификациях.
2. Если концы стержней клапанов имеют износ, клапаны заменяются, так как стержни не шлифуются.
3. Тарелки клапанов могут шлифоваться на специальном шлифовальном станке. Однако эта операция не может производится более 1 – 2 раз. Как уже упоминалось, выступание клапана с обратной стороны головки цилиндров должно иметь определенную величину, которая в результате шлифования тарелки клапана может измениться.

Поврежденные клапаны могут восстанавливаться посредством притирки. Если это не удается достичь, клапан заменяется. Необходимо измерить диаметры стержней клапанов и отверстий направляющих втулок и на основании полученного результата сделать вывод о целесообразности проведения дальнейших работ с головкой цилиндров.

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Тщательно очистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров. Проверьте поверхность головки цилиндров на неплоскостность. Для этого наложите на поверхность стальную линейку, как показано на иллюстр., и проверьте щупом зазор между линейкой и поверхностью головки цилиндров. Если в зазор проходит щуп более 0.10 мм, головку цилиндров необходимо шлифовать.
2. Если зазор еще больше, головку цилиндров необходимо заменить.

Головка цилиндров может шлифоваться до тех пор, пока ее высота не стала минимально допустимой (см. Спецификации). В противном случае головку цилиндров необходимо заменить. Следует также принимать во внимание необходимость соблюдения определенной величины выступания клапана над головкой цилиндров.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ


Работы, связанные с распределительным валом описаны в подразделе "Механизм газораспределения".

Сборка головки цилиндров

Головка цилиндров собирается в соответствии с уже приведенными выше в разделе "Разборка и сборка головки цилиндров" указаниями в соответствии с типом двигателя.

ТОЛЬКО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ 2.4 Л


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для восстановления работоспособности клапаны могут 1 – 2 раза шлифоваться (работа автомастерской). Следите за тем, чтобы ширина рабочих фасок головок клапанов не вышла за установленные значения.
2. Как было описано выше, выступание стержня клапана над головкой цилиндров должно иметь определенную величину. Для измерения используется специальный инструмент.
3. Угол рабочей фаски тарелки клапана составляет 44°, угол рабочей фаски седла клапана 45° . Не следует их путать.
4. Имеются направляющие втулки двух ремонтных размеров (диаметры увеличены на 0.075 и 0.150 мм). Соответствующая маркировка наносится на правой и левой сторонах отверстия под свечи зажигания.
5. Ширина рабочей фаски седла составляет 1.15 – 1.65 мм для впускных и 1.5 – 2.0 мм для выпускных клапанов. Верхний корректировочный угол составляет 30° а нижний 75°.
6. Ширина рабочей фаски составляет 2.6 – 3.0 мм у впускных и 3.7 – 4.1 мм у выпускных клапанов.
7. Зазор в сопряжении стержня клапана с направляющей втулкой составляет 0.035 – 0.073 мм у впускных и 0.045 – 0.085 мм у выпускных клапанов. Имеются клапаны ремонтных размеров. Следует иметь в виду, что на заводе могут быть установлены направляющие ремонтных размеров.
8. Проверьте описанным выше способом неплоскостность сопрягаемой поверхности головки цилиндров. На длине 150 мм зазор не должен превышать 0.015 мм. На всей наибольшей длине неплоскостность не должна превышать 0.04 мм. В результате шлифовки головки цилиндров ее минимальная высота не должна быть менее 102.45 мм.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТОЛЬКО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ DOHC

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сравните данные, полученные в результате измерения величины выступания клапана, с данными, приведенными в Спецификациях. Если данные выходят за установленные значения, головка цилиндров заменяется (предварительно нужно вставить новые клапаны и замерить величину выступания с ними).
2. Для двигателя этого типа имеются направляющие нормального размера и две ремонтные направляющие с диаметром, увеличенным на 0.075 и 0.150 мм. Маркировка соответствует маркировке двигателя OHC.
3. Ширина рабочей фаски впускного клапана составляет 1.0 – 1.4 мм, выпускного 1.4 – 1.8 мм.
4. Высота головки цилиндров между двумя сопряженными плоскостями у двигателя DOHC различна (134.0 мм).
5. Если тарелка клапана шлифуется на станке, то необходимо выдерживать угол фаски 44° 40'’.
6. Концы стержней клапанов не шлифуются. Однако они не должны иметь каких-либо забоин.
7. Измерьте клапаны согласно схеме на иллюстр. 6.186 и сравните полученные данные с данными Спецификаций. Слишком узкие рабочие фаски клапанов снижают герметичность камеры сгорания.
8. Угол рабочей фаски седла клапана составляет 45° (2). Верхний корректировочный угол равен 30° (1), нижний 60° (3). Схема расположения углов показана на иллюстр.

загрузка...

Поиск по сайту

Карта Сайта