4.5.5. Снятие и установка головки цилиндров

Приступайте к выполнению работы только после полного остывания двигателя!

Снятие

Двигатели 1.4 и 1.6 л

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимите крышку ГРМ (см. Раздел Снятие и установка крышки газораспределительного механизма).
  2. Разъедините разъем лямбда-зонда и снимите его с держателя на коробке передач.
  3. Выверните болты крепления и отсоедините приемную трубу у выпускного коллектора и у соединительного фланца к каталитическому преобразователю.
  4. Снимите стартер (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
  5. Отдайте два болта крепления импульсного датчика рядом с зубчатым колесом распределительного вала.
  6. Выверните болты крепления зубчатых колес распределительных валов, для чего удерживайте валы от проворачивания гаечным ключом за прилив первого цилиндра.

Удерживание распределительных валов при выворачивании болтов крепления зубчатых колес

  1. Выверните верхние болты крепления задней крышки зубчатого ремня.

Верхние болты крепления задней крышки зубчатого ремня

  1. Выверните болты крепления и снимите оба промежуточных ролика зубчатого ремня с головки цилиндров.
  2. Ослабьте все болты крепления головки цилиндров в порядке, обозначенном на сопроводительной иллюстрации.

Порядок отдавания крепежа головки цилиндров


Ослабление болтов крепления головки цилиндров разрешается производить только на остывшем двигателе.

  1. Снимите головку цилиндров с впускным трубопроводом и выпускным коллектором.

Двигатели 1.0 и 1.2 л

Далее описывается снятие и установка головки цилиндров трехцилиндрового двигателя DOHC 1.0 л. Для двигателя DOHC 1.2 л с четырьмя цилиндрами действовать следует аналогичным образом. Специальные указания приведены в соответствующих местах.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Стравите давление топлива (см. Главу Системы питания, выпуска и снижения токсичности отработавших газов).
  2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  3. Снимите воздушный фильтр с датчиком MAF, рукавом воздухозаборника и шлангом вентиляции картера (PCV).
  4. Слейте двигательное масло (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
  5. Слейте охлаждающую жидкость (см. Главу Настройки и текущее обслуживание автомобиля).
  6. Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора.
  7. Разъедините разъем электропроводки датчика давления масла, датчиков ECT и CMP.
  8. Выверните датчик CMP из корпуса ГРМ.
  9. Отсоедините шланги от водяного насоса.
  10. Разъедините разъем шагового э/мотора и потенциометра дроссельной заслонки.
  11. Снимите трос дроссельной заслонки и держатель.
  12. Отсоедините от корпуса дроссельной заслонки все шланги системы охлаждения, вакуумный шланг и шланг PCV.
  13. Разъедините многоконтактный разъем панели приборов (нижний).

Не позднее, чем за 20 с до этого отсоедините батарею.

  1. Снимите контрольный клапан испарителя с держателем.
  2. Пережмите топливные шланги зажимами и отсоедините их от держателя.
  3. Отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов около выпускного коллектора.
  4. Снимите задний держатель электропроводки с впускного трубопровода.
  5. Выверните верхний болт опоры впускного трубопровода, нижний болт опоры ослабьте.
  6. Снимите нижний держатель электропроводки с впускного трубопровода.
  7. Отсоедините контактную шину инжекторов, потяните вверх и отведите в сторону.
  8. Отдайте болты крепления шкива водяного насоса.
  9. Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
  10. Снимите шкив водяного насоса.
  11. Выверните нижнюю сливную пробку из водяного насоса и соберите вытекающую жидкость в подходящую емкость.
  12. Отсоедините шланги от расширительного бачка системы охлаждения.
  13. Снимите резервуар с переборки двигательного отсека.
  14. Снимите крышку головки цилиндров.
  15. Выверните 3 болта крепления и снимите крышку корпуса термостата.
  16. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ (см. Раздел Процедуры ремонта бензиновых двигателей DOHC без извлечения их из автомобиля).

Положение коленчатого вала, соответствующее положению, близкому к ВМТ, необходимо для того, чтобы можно было легко вставить стопорный палец коленчатого вала.

  1. В указанном положении кулачки распределительного вала, управляющие газораспределением в первом цилиндре (сечение 1-1) смотрят наружу под одним и тем же углом.

Ориентация кулачков при установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ

  1. Выверните пробку (1) под стопорный палец коленчатого вала.

Пробка (1) под стопорный палец коленчатого вала

  1. Вставьте стопорный палец коленчатого вала (1) (КМ-952) в отверстие плиты блока цилиндров и равномерно и медленно поверните коленчатый вал за центральный болт в направлении вращения двигателя так, чтобы стопорный палец вошел в паз коленчатого вала. При этом коленчатый вал находится в положении ВМТ поршня первого цилиндра.

Приспособления для фиксации коленчатого (1) и распределительных (2) валов

  1. Зафиксируйте распределительный вал специальным приспособлением КМ-953 (2) в положении ВМТ (обратитесь к иллюстрации).

Если инструмента (КМ-954) для фиксации шайбы датчика CMP нет, пометьте чертилкой положение зубчатого колеса распределительного вала впускных клапанов по отношению к корпусу ГРМ и положение шайбы датчика фаз по отношению к зубчатому колесу распределительного вала.

  1. Выверните направляющую трубку щупа измерения уровня масла и выньте ее наверх.
  2. Разъедините разъем лямбда-зонда.
  3. При соответствующей комплектации разъедините разъем компрессора К/В.
  4. Выверните болты крепления и отсоедините каталитический преобразователь от выпускного коллектора. Выньте уплотнительную прокладку.
  5. При соответствующей комплектации выверните болты крепления и отсоедините компрессор К/В от корпуса ГРМ.

Не вскрывайте контур охлаждения К/В. Находящийся в нем хладагент может привести к обморожению.

  1. Выверните болты крепления и снимите стопорные планки двигателя над выпускным коллектором.
  2. Выверните болты крепления и снимите верхний термозащитный экран выпускного коллектора.
  3. Снимите крышку масляного фильтра (1).

Крышка и корпус масляного фильтра


Закройте каталитический преобразователь, чтобы на него не капало масло при снятии корпуса масляного фильтра.

  1. Снимите корпус масляного фильтра (2) с блока цилиндров (стрелка) (обратитесь к иллюстрации). Подложите побольше ветоши для сбора вытекающего масла.
  2. Разъедините разъем клапана AGR (1) и датчика температуры (3).

Разъем датчика AGR (1), датчика температуры (3) и штуцер контура охлаждения (2)

  1. Отсоедините шланг системы охлаждения (2) от корпуса клапана AGR (обратитесь к иллюстрации).
  2. Выверните пробку из отверстия натяжителя цепи (стрелка).

Пробка натяжителя цепи привода ГРМ и фиксирующий стержень (2)

  1. Отожмите натяжитель цепи отверткой назад и зафиксируйте подходящим стержнем (2) (обратитесь к иллюстрации). Для этого можно использовать приспособление КМ-955.
  2. Снимите проставку (1).

Проставка (1) и стопорный палец натяжителя цепи (2)

  1. Ослабьте крепление звездочек распределительных валов. Для этого удерживайте распределительные валы гаечным ключом за шестигранник в районе кулачков управления газораспределением первого цилиндра.

Стопорный инструмент для распределительных валов не предназначен для удержания валов.

  1. Снимите звездочки с шайбой датчика CMP с распределительных валов и скиньте с них цепь.
  2. Подвесьте цепь на корпусе ГРМ так, чтобы она не могла упасть в корпус.
  3. Выверните болты крепления корпуса привода ГРМ.

Болты крепления корпуса привода ГРМ

  1. Снимите инструмент для фиксации распределительных валов.
  2. Отдайте болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 10 сначала на четверть оборота, затем на пол-оборота и затем выверните их полностью.

Порядок отдавания болтов крепления головки цилиндров

  1. На двигателе 1.2 л DOHC отдайте болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 12 как описано выше. При этом начинайте с верхнего левого болта (болт (2)) (на иллюстрации) и затем отдавайте остальные болты, двигаясь по спирали против часовой стрелки.
  2. Отожмите головку цилиндров в сторону коробки передач и снимите головку с блока цилиндров.

Стопорный штифт для натяжителя цепи необходимо направлять через отверстие в корпусе ГРМ.

  1. Уложите головку цилиндров на две деревянные подставки, чтобы не повредить клапаны.
  2. Снимите уплотнительную прокладку головки цилиндров (1).

Уплотнительная прокладка головки цилиндров

  1. Отогните прокладку корпуса механизма распределения в точках отрыва (стрелки) и прорежьте рабочие кромки прокладки в центре (обратитесь к иллюстрации). Следите за тем, чтобы не осталась какая-либо из рабочих кромок уплотнительной прокладки головки цилиндров.
  2. Удалите все прокладки и остатки прокладок.

Подготовка к установке

См. Раздел Снятие и установка головки цилиндров.

Установка

Двигатели 1.4 и 1.6 л

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Очистите шабером сопрягаемую поверхность блока цилиндров от остатков герметика. Следите за тем, чтобы в отверстия блока не попала грязь. Закройте отверстия чистой ветошью.

Резьбовые отверстия болтов крепления головки цилиндров должны быть очищены от масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или удалите жидкость с помощью отвертки с намотанной на нее ветошью. В противном случае при вворачивании новых болтов в блоке могут образоваться трещины, а значения усилия затягивания будут искажены.

  1. Проверьте искривление сопрягаемой поверхности блока цилиндров (см. Часть Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).
  2. Положите новую уплотнительную прокладку без герметика на обезжиренную сопрягаемую поверхность блока цилиндров поверхность. Прокладка должна быть уложена так, чтобы при этом не закрывалось ни одно из отверстий. Надпись «OBEN/TOP» на прокладке должна быть обращена вверх и в сторону зубчатого ремня двигателя.
  3. Очистите сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
  4. Проверьте искривление сопрягаемой поверхности головки цилиндров (см. Часть Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).
  5. Установите головку цилиндров и равномерно затяните до прилегания новые болты крепления в порядке, обозначенном на сопроводительной иллюстрации.

Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров


Обязательно применяйте новые болты крепления.

  1. Болты должны затягиваться в пять приемов: сначала затяните их с усилием 25 Нм, затем - трижды доверните их на угол 90 град., и в заключение, доверните болты на угол 45 град.
  2. Затяните болты крепления задней верхней крышки зубчатого ремня с усилием 6 Нм.
  3. Установите зубчатые колеса распределительных валов, удерживая вал от проворачивания за прилив гаечным ключом. Затяните новый болт крепления распределительного вала с усилием 65 Нм.

Обязательно применяйте новые болты крепления.

  1. Установите крышку головки цилиндров и затяните болты ее крепления крест-накрест с усилием 8 Нм.
  2. Установите стартер (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
  3. Закрепите приемную трубу системы выпуска на коллекторе с усилием 25 Нм и на соединительном фланце каталитического преобразователя с усилием 18 Нм.
  4. Установите зубчатый ремень (см. Раздел Снятие и установка ремня привода ГРМ (двигатели 1.4 и 1.6 л)).
  5. Установите переднюю крышку зубчатого ремня.
  6. Затяните с усилием 4 Нм крепеж крышки ВВ проводов.
  7. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
  8. Заправьте систему охлаждения (см. Раздел Общая информация), а также проверьте и, при необходимости, откорректируйте уровень масла в двигателе. Если головка цилиндров снималась вследствие повреждения уплотнительной прокладки, замените масло и фильтр, т.к. в масле может находиться охлаждающая жидкость.

Двигатели 1.0 и 1.2 л

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Очистите сопрягаемые поверхности блока цилиндров и корпуса ГРМ от остатков герметика. Следите за тем, чтобы в отверстия блока цилиндров не попала грязь.

Резьбовые отверстия болтов крепления головки цилиндров должны быть очищены от масла и охлаждающей жидкости. Продуйте отверстия сжатым воздухом или удалите жидкость с помощью отвертки с намотанной на нее ветошью. В противном случае при вворачивании новых болтов в блоке могут образоваться трещины, а значения усилия затягивания будут искажены.

  1. Очистите сопрягаемую поверхность головки цилиндров.
  2. Проверьте искривление головки цилиндров (см. Часть Общий и капитальный ремонт двигателя настоящей Главы).

Шлифовать головку цилиндров не разрешается.

  1. Срежьте выступы новых уплотнительных прокладок головки цилиндров (размер I) на стороне корпуса привода ГРМ.

Места среза и метка верха уплотнительной прокладки головки цилиндров

  1. Установите звездочки распределительных валов с надетой на них цепью в корпус ГРМ.
  2. Нанесите валики (1) силиконового герметика толщиной 2 мм на углы корпуса привода ГРМ/блока цилиндров.

Нанесение герметика (1) на стык крышки привода ГРМ с головкой цилиндров и болты крепления корпуса привода ГРМ


Применяйте только герметик OPEL, ЕТ № 90 543 772. После нанесения герметика головка цилиндров и корпус ГРМ должны быть установлены и затянуты болтами в течение 10 мин.

  1. Установите новую уплотнительную прокладку головки цилиндров так, чтобы не было перекрыто какое-либо из отверстий. Надпись «OBEN/TOP» на прокладке должна быть обращена вверх. Прижмите прокладку в районе силиконового герметика.
  2. Вставьте оба верхних болта (2) крепления корпуса привода ГРМ слева и справа (обратитесь к иллюстрации).
  3. Навесьте вверху уплотнительную прокладку отверстиями слева и справа на болты, и прижмите ее внизу, в районе нанесенного силиконового герметика.
  4. Нанесите два других валика в углы корпуса ГРМ и прокладки головки цилиндров.
  5. Вставьте фиксаторы распределительных валов. Если фиксатор не подходит, медленно проверните валы за шестигранник.
  6. Установите головку цилиндров на блок. При этом следите за тем, чтобы стопорный палец для натяжителя цепи проходил через отверстие в корпусе привода ГРМ и натяжителя цепи мимо натяжной планки.
  7. Прижмите головку цилиндров к корпусу привода ГРМ.
  8. Вверните 3 нижних болта крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ и затяните их с усилием 8 Нм.

Нижние болты крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ

  1. Еще раз легкими ударами пластикового молотка подправьте положение головки цилиндров в направлении корпуса ГРМ.
  2. Снимите фиксатор распределительных валов.
  3. Вставьте новые болты крепления головки цилиндров и затяните их до прилегания к головке цилиндров. Затем затяните болты крепления головки цилиндров за четыре приема в последовательности с 1 по 10: сначала - с усилием 25 Нм, а затем - трижды доверните их на угол 60 град.

Порядок затягивания болтов крепления головки цилиндров

  1. На двигателе DOHC 1.2 л затяните болты крепления головки цилиндров в последовательности с 1 по 12 также за четыре приема. При этом затягивание начните с центрального болта в верхнем ряду болтов и продолжайте, двигаясь в направлении по часовой стрелке. Таким образом болт слева вверху (болт (8) (на иллюстрации) затягивается последним.
  2. Снова отдайте 3 нижних болта крепления головки цилиндров к корпусу привода ГРМ.
  3. Затяните сначала болты крепления (1) водяного насоса к головке цилиндров с усилием 8 Нм, а затем болты (2) корпуса привода ГРМ к головке цилиндров с усилием 8 Нм.

Болты крепления водяного насоса (1) и корпуса привода ГРМ (2) к головке цилиндров

  1. Установите фиксатор распределительных валов. Если фиксатор не подходит, медленно проверните распределительные валы за шестигранник.
  2. Установите звездочки с цепью на распределительные валы.

Если кондуктор ротора датчика CMP нет, установите звездочку так, чтобы метка, нанесенная при снятии, совпала с корпусом ГРМ.

  1. Прижмите ротор датчика CMP к звездочке впускного распределительного вала и слегка закрепите звездочку новым болтом. Затяните болт так, чтобы ротор датчика CMP еще мог вращаться.
  2. Затяните также слегка болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
  3. Вставьте верхнюю проставку и закрепите ее с усилием 8 Нм.
  4. Выньте фиксатор натяжителя цепи.
  5. Установите кондуктор (1) ротора датчика CMP (КМ-954) и закрепите его на корпусе ГРМ. При необходимости проверните ротор датчика CMP так, чтобы можно было установить кондуктор.

Кондуктор ротора датчика CMP


Если кондуктора ротора датчика CMP нет, проверните ротор так, чтобы метка, нанесенная перед снятием, совпала с меткой на звездочке распределительного вала. Одновременно метка на звездочке распределительного вала должна совпасть с корпусом ГРМ. В этом положении затяните болт крепления звездочки распределительного вала. При этом следите за тем, чтобы ротор датчика CMP не вращался относительно к звездочки распределительного вала.

  1. Затяните болты крепления звездочек распределительных валов с усилием 50 Нм и доверните болты ещё на угол 60 град. При этом удерживайте распределительный вал от проворачивания гаечным ключом за шестигранник.

Оправки для фиксации не разрешается применять в качестве инструмента для удержания.

  1. Снимите все стопорные оправки и проверьте фазы газораспределения. Для этого проверните коленчатый вал на 2 оборота в направлении вращения двигателя и остановите в положении ВМТ поршня первого цилиндра. Если в этом положении стопорные оправки вставляются одновременно и без проблем, регулировка фаз распределения выполнена верно.
  2. Затяните пробку отверстия для натяжителя цепи с усилием 20 Нм.
  3. Установите датчик CMP с новым уплотнительным кольцом на корпусе ГРМ.
  4. Затяните пробку отверстия для стопора коленчатого вала с усилием 60 Нм.
  5. Наденьте шланг системы охлаждения на корпус AGR и закрепите его хомутом.
  6. Соедините разъемы клапана AGR и датчика температуры.
  7. Установите на блок цилиндров корпус масляного фильтра с новым уплотнительным кольцом и затяните его крепеж с усилием 20 Нм. Закрепите на корпусе крышку с новым уплотнительным кольцом.
  8. Установите верхний термозащитный экран выпускного коллектора и затяните его крепеж с усилием 8 Нм.
  9. Установите стопорные планки двигателя и затяните их крепеж с усилием 20 Нм.
  10. При соответствующей комплектации установите компрессор К/В на корпус ГРМ и блок цилиндров и затяните его крепеж с усилием 20 Нм.
  11. Закрепите от руки каталитический преобразователь с новым уплотнением на выпускном коллекторе, не затягивая болты крепления.
  12. Вверните от руки, не затягивая, болты крепления держателя каталитического преобразователя.
  13. Установите каталитический преобразователь и затяните его крепеж с усилием 35 Нм, а крепеж держателя - с усилием 15 Нм.
  14. При соответствующей комплектации соедините разъем компрессора К/В на держателе.
  15. Установите направляющую трубу щупа уровня двигательного масла с новой прокладкой и затяните ее крепеж к выпускному коллектору с усилием 8 Нм.
  16. Дальнейшая установка производится в последовательности, обратной последовательности демонтажа компонентов. Затягивайте крепеж с требуемым усилием.
  17. В завершение установки заправьте систему охлаждения, а также проверьте и, при необходимости, откорректируйте уровень масла в двигателе. Если двигатель снимался вследствие повреждения уплотнительной прокладки головки цилиндров, замените масло и масляный фильтр, т.к. в двигательном масле может находиться охлаждающая жидкость.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su


Карта Сайта