12.4.6. Углы установки колес

Общая информация

Углы установки задних колес устанавливаются на заводе-изготовителе и в число подконтрольных параметров не входят.

Углы установки передних колес определяют геометрию положения последних относительно подвески автомобиля и дорожного покрытия. Нарушение регулировки этой геометрии ведет к снижению управляемости автомобиля и повышению скорости износа шин. В число подлежащих контролю углов установки передних колес автомобиля входят выбег (угол продольного наклона оси поворота колеса), развал, угол поперечного наклона оси поворота колеса и сходимость Регулировке подлежит только один из параметров - сходимость. Прочие параметры должны проверяться на регулярной основе для оценки степени износа компонентов подвески и рулевого привода.

Углы установки колес автомобиля

Регулировка углов установки колес относится к числу требующих особой точности измерения процедур, для качественного выполнения которых необходимо наличие специального, достаточно громоздкого и дорогостоящего оборудования. Выполнение данной работы правильнее всего будет поручить профессиональным механикам автосервиса. Ниже, для общего понимания, приведены определения каждого из подконтрольных углов установки колес автомобиля, знание которых облегчит общение владельца автомобиля с персоналом автосервиса.

Углом продольного наклона оси поворота колеса (выбегом) называется проекция на вертикальную продольную плоскость автомобиля угла между вертикалью и остью поворота колеса. Если ось поворота наклонена назад (нижняя часть оси выдвинута вперед), выбег называется положительным, и наоборот. Регулировка выбега передних колес осуществляется путем подбора дистанционных шайб, подкладываемых под толкающие штанги подвески.

Развалом называется угол наклона плоскости колес относительно вертикали. Если колеса наклонены верхними краями наружу, развал называется положительным, и наоборот. Величина развала измеряется в градусах. Правильность регулировки развала определяет величину и положение пятна контакта протекторов с дорогой и позволяет компенсировать изменения в геометрии подвески во время совершения поворотов и при движении автомобиля по неровному дорожному покрытию. На рассматриваемых моделях автомобилей возможность регулировки развала не предусмотрена.

Углом поперечного наклона оси поворота колеса называется проекция на вертикальную поперечную плоскость автомобиля угла между вертикалью и осью поворота колеса.

Благодаря развалу и углу поперечного наклона оси поворота колеса, точки касания колес с дорогой располагаются ближе к оси поворотного кулака, чем поддерживается так называемое «плечо обкатки» облегчающее управление автомобилем и снижающее эффект передачи ударов колес о неровности покрытия на рулевое управление.

Сходимостью называется величина сведения друг к другу передних краев колес автомобиля. Такое нарушение параллельности установки колес позволяет минимизировать износ протектора за счет юза при совершении поворотов. При нулевой сходимости расстояние между передними краями колес равно расстоянию между их задними краями. Нормальная сходимость обычно не превышает двух сантиметров. Регулировка сходимости передних колес осуществляется путем корректировки длины рулевых тяг за счет изменения положения их наконечников. Для корректировки сходимости задних колес предусмотрен специальный регулировочный кулачковый болт, ввернутый во внутренний конец рычага управления задней подвески. Нарушение регулировки сходимости ведет к ускорению износа протекторов шин за счет проскальзывания их по дорожному покрытию.

Условия проверки углов установки колес

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверка углов установки автомобиля требует наличия смотровой ямы или специального измерительного подъемника. При проведении измерения необходимо выполнить следующие условия:
    1. Давление воздуха в шинах соответствует требованиям Спецификаций в Главе Подвеска и рулевое управление;
    2. Передние колеса установлены в прямолинейное положение;
    3. Автомобиль не загружен, топливный бак полностью заправлен;
    4. Подвески автомобиля сильно прожаты;
    5. Рулевой привод правильным образом отрегулирован;
    6. Люфты сочленения компонентов подвески и рулевого привода не выходят за пределы допустимых диапазонов;
    7. Глубина узора протектора шин одной оси одинакова.
  2. Все параметры, кроме сходимости, устанавливаются при производстве автомобиля и регулировке не подлежат. Если автомобиль не побывал в серьезной аварии, углы установки колес должны сохраняться в течение всего срока службы автомобиля. При отсутствии уверенности в правильности определения не подлежащих регулировке параметров обращайтесь за помощью к специалистам.
  3. В домашних условиях сходимость может быть измерена двумя способами. В первом производится замер расстояний между передними внутренними краями ободов колес подходящим измерителем. При использовании второго метода потребуется специальная пластина. Установив пластину перпендикулярно колесу и вращая его, можно выявить отклонение колес. Измеритель или пластину можно приобрести в специализированных магазинах.
  4. Если в результате проверки выяснилось, что сходимость нуждается в регулировке, ослабьте контргайки наконечников Выверните руль до упора влево и точно сосчитайте видимое число ниток резьбы на правой рулевой тяге. После этого поверните руль до упора вправо и посчитайте видимое число ниток на левой тяге. Если два числа совпадают, при последующей регулировке необходимо будет отвернуть или завернуть оба наконечника на одинаковое количество оборотов. Если полученные результаты отличаются друг от друга, при последующей регулировке необходимо компенсировать разницу. После регулировки на обеих тягах должно иметь место одинаковое количество свободных ниток резьбы.
  5. Закончив регулировку, затяните контргайки, - так как тяги вращались, защитные чехлы рулевого механизма скорее всего окажутся деформированы и следует ослабить хомуты их крепления и произвести соответствующие исправления.

Регулировка сходимости передних колес

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите колеса в положение прямолинейного движения.
  2. Точное положение определяется достижением контрольного размера (1).

Установка колес в положение прямолинейного движения

1 — Контрольный размер:
Модели без ГУР 420 ± 2 мм
Модели с ГУР 435 ± 2 мм
2 — Левый уступ картера рулевого механизма
3 — Уступ для защитного кожуха
4 — Центральное положение рулевого колеса
  1. Установите контрольный шаблон OPEL KM-551-2 между левым уступом картера рулевого механизма (2) и правым уступом для защитного кожуха (3).
  2. В этом положении рулевое колесо должно стоять прямо (4). При наличии отклонения от центрального положения на угол более ± 5 град снимите рулевое колесо и установите его прямо на рулевой вал.
  3. Снимите хомут (1) крепления защитного кожуха и отдайте контргайку (2) наконечника рулевой тяги.

Хомут (1) защитного кожуха и контргайка наконечника рулевой тяги

  1. Отрегулируйте сходимость, вращая обе рулевые тяги.

При этом необходимо выдерживать длину рулевых тяг.

Длина (1) наконечника рулевой тяги

  1. Затяните контргайку наконечника рулевой тяги с усилием 50 Нм.
  2. Поправьте защитный кожух и закрепите его хомутом.
  3. Еще раз проверьте регулировку сходимости передних колес.


 

Поиск по сайту

Остались вопросы или пожелания? Пишите на почту: support@vnx.su


Карта Сайта