8.1. Общие сведения

Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя и движения автомобиля задним ходом. Кроме того, коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Детали коробки передач размещены в картере, который болтами привинчен к задней части двигателя.
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач. На первичном валу установлены шестерни переднего хода и шестерня заднего хода, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями на вторичном валу. Шестерни вторичного вала свободно вращаются на валу до тех пор, пока механизм переключения передач не включит определенную передачу, в результате чего блокируется соответствующая шестерня с вторичным валом коробки передач. Шестерня заднего хода не синхронизирована.

Разрез механической коробки передач F16
Рис. 8.1. Разрез механической коробки передач F16


Валы и шестерни коробки передач F16
Рис. 8.2. Валы и шестерни коробки передач F16: 1 – стопорное кольцо; 2 – шариковый подшипник вторичного вала; 3 – упорная шайба вторичного вала; 4 – стопорное кольцо вторичного вала; 5 – шестерня 5-й передачи; 6 – игольчатый подшипник шестерни 5-й передачи; 7 – блокирующее кольцо синхронизатора 5-й передачи; 8 – синхронизатор 5-й передачи; 9 – скользящая муфта синхронизатора 5-й передачи; 10 – пружина синхронизатора 5-й передачи; 11 – сухарь фиксатора 5-й передачи; 12 – ступица муфты синхронизатора 5-й передачи; 13 – стопорное кольцо; 14 – блокирующее кольцо синхронизатора 3-й и 4-й передачи; 15 – шестерня 3-й передачи; 16 – игольчатый подшипник; 17 – упорная шайба вторичного вала; 18 – кольцо, удерживающее упорную шайбу; 19 – игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи; 20 – шестерня 2-й передачи; 21 – внешнее кольцо синхронизатора; 22 – внутреннее кольцо синхронизатора; 23 – внешнее кольцо синхронизатора; 24 – синхронизатор 1-й и 2-й передачи; 25 – пружина синхронизатора 1-й и 2-й передачи; 26 – сухарь фиксатора 1-й и 2-й передачи; 27 – ступица муфты синхронизатора 1-й и 2-й передачи; 28 – пружина синхронизатора 1-й и 2-й передачи; 29 – блокирующее кольцо синхронизатора; 30 – упорная шайба; 31 – разрезное стопорное кольцо; 32 – внешнее кольцо синхронизатора; 33 – промежуточное кольцо; 34 – внутреннее кольцо синхронизатора; 35 – игольчатый подшипник шестерни 1-й передачи; 36 – шестерня 1-й передачи; 37 – упорная шайба; 38 – кольцо вторичного вала; 39 – разрезное стопорное кольцо; 40 – упорная шайба; 41 – синхронизатор; 42 – пружина синхронизатора 3-й и 4-й передачи; 43 – ступица муфты синхронизатора 3-й и 4-й передачи; 44 – сухарь фиксатора 3-й и 4-й передачи; 45 – пружина синхронизатора 3-й и 4-й передачи; 46 – скользящая муфта синхронизатора; 47 – кольцо синхронизатора 3-й и 4-й передачи; 48 – игольчатый подшипник шестерни 3-й и 4-й передачи; 49 – шестерня четвертой передачи; 50 – кольцо, удерживающее упорную шайбу; 51 – пробка с резьбой; 52 – магнит; 53 – картер коробки передач; 54 – втулка вала разъединяющего рычага сцепления; 55 – штифт; 56 – штифт; 57 – масляный канал; 58 – вторичный вал; 59 – роликовый подшипник; 60 – упорная шайба; 61 – задний картер; 62 – прокладка; 63 – болт с шестигранной головкой; 64 – болт с шестигранной головкой; 65 – задняя крышка коробки передач; 66 – болт с шестигранной головкой; 67 – болт с шестигранной головкой; 68 – магнит; 69 – штифт; 70 – прокладка; 71 – стопорное кольцо; 72 – шестерня пятой передачи; 73 – шариковый подшипник; 74 – стопорное кольцо подшипника; 75 – стопорное кольцо; 76 – болт; 77 – узел первичного вала; 78 – шарик (4 шт.); 79 – вал шестерни заднего хода; 80 – шестерня заднего хода; 81 – упорная шайба; 82 – первичный вал; 83 – игольчатый подшипник; 84 – болт с шестигранной головкой; 85 – картер дифференциала; 86 – прокладка картера дифференциала; 87 – болт с шестигранной головкой; 88 – крышка картера сцепления


Механизм переключения передач коробки передач F16
Рис. 8.3. Механизм переключения передач коробки передач F16: 1 – вилка выключения сцепления; 2 – болт с шестигранной головкой; 3 – подшипник выключения сцепления; 4 – болт с шестигранной головкой; 5 – направляющая опорная втулка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – сальник первичного вала; 8 – разъединяющий рычаг сцепления; 9 – палец; 10 – штифт; 11 – штифт; 12 – крышка; 13 – сальник вала; 14 – тяга переключения передач; 15 – стопорное кольцо; 16 – болт с шестигранной головкой (М7х20); 17 – крышка механизма переключения передач; 18 – пружина; 19 – кольцо; 20 – ось промежуточного рычага; 21 – промежуточный рычаг; 22 – упорная пластина; 23 – пружина; 24 – тарелка пружины; 25 – стопорное кольцо; 26 – прокладка; 27 – штифт (5x26); 28 – вилка переключения 3-й и 4-й передачи; 29 – шток; 30 – вилка переключения 1-й и 2-й передач; 31 – шток переключения 3-й и 4-й передачи; 32 – вилка включения 5-й передачи; 33 – блокирующий штифт; 34 – пружина; 35 – пробка; 36 – блокирующий штифт; 37 – пружина; 38 – пробка; 39 – блокирующий штифт; 40 – пружина; 41 – пробка; 42 – перемычка; 43 – штифт; 44 – болт; 45 – болт; 46 – вилка переключения 5-й передачи; 47 – болт; 48 – башмак вилки переключения 5-й передачи; 49 – шток; 50 – блокирующий штифт; 51 – пружина; 52 – пробка; 53 – упор штока; 54 – шток переключения 1-й и 2-й передач; 55 – шток переключения передачи заднего хода; 56 – вилка переключения передачи заднего хода; 57 – пружина


Дифференциал
Рис. 8.4. Дифференциал: 1 – болт; 2 – фланец подшипника дифференциала; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – сальник; 5 – болт; 6 – конический роликовый подшипник; 7 – ведомая шестерня главной передачи; 8 – ведущая шестерня привода спидометра; 9 – коробка дифференциала; 10 – конический роликовый подшипник; 11 – сальник; 12 – уплотнительное кольцо; 13 – кольцо подшипника дифференциала; 14 – зажимная пластина; 15 – болт; 16 – штифт; 17 – упорная шайба; 18 – полуосевая шестерня; 19 – ось сателлитов; 20 – сателлит; 21 – упорная шайба


Основными элементами коробки передач F16 являются (Рис. 8.1, 8.2, 8.3, 8.4):
– картер коробки передач;
– первичный вал и шестерни;
– вторичный вал и шестерни;
– главная передача и дифференциал.
Вторичный вал коробки передач передает крутящий момент через дифференциал к приводным валам.

Рычаг переключения передач
Рис. 8.5. Рычаг переключения передач: 1 – рычаг переключения передач; 2 – ручка рычага переключения передач; 3 – болт безопасности; 4 – вкладыш подшипника; 5 – вкладыш подшипника; 6 – вал рычага переключения передач; 7 – кожаный чехол; 8 – ограничительные упоры рычага переключения передач; 9 – болт; 10 – картер рычага переключения передач; 11 – шток переключения передач; 12 – кольцо подшипника; 13 – вкладыш; 14 – резиновое уплотнение; 15 – болт; 16 – пружинная шайба; 17 – фиксатор; 18 – регулировочный рычаг; 19 – промежуточный шток; 20 – шаровая муфта; 21 – стопорное кольцо; 22 – крышка; 23 – направляющий рычаг; 24 – крышка; 25 – промежуточный рычаг; 26 – амортизирующая втулка; 27 – штифт; 28 – зажим; 29 – зажим (6 шт.); 30 – втулка; 31 – шарнирный штифт


Управление коробкой передач производится рычагом, соединенным тягой с коробкой передач (рис. 8.5)


загрузка...

Поиск по сайту

Карта Сайта