15.1. Общие сведения

Автомобиль модели Daewoo Espero оснащен компрессором V5 системы кондиционирования воздуха с переменной производительностью и отвечает требованиям автоматического кондиционирования воздуха при любых условиях.

Система  кондиционирования  воздуха V5
Основной механизм компрессора – это наклонный диск с изменяющимся углом и пятью цилиндрами, расположенными по оси. Управление производительностью компрессора осуществляет регулирующий клапан, в свою очередь управляемый гофрированной мембраной, расположенной на задней части компрессора. Угол наклонного диска и производительность компрессора регулируются в зависимости от разности давления в картере двигателя и во впускном коллекторе. Если потребление энергии системой кондиционирования воздуха высокое, то давление всасывания будет выше контрольной точки; через клапан будет стравливаться газ, идущий от картера к коллектору, при этом не возникнет разности давления в картере двигателя и во впускном коллекторе и тогда рабочий объем компрессора будет максимальным. Если нагрузка на систему кондиционирования ниже и давление всасывания достигает контрольной точки, то через клапан пойдет отработанный газ в картер двигателя и закроется проход от картера к всасывающей камере.
Угол наклона диска зависит от силового равновесия на пяти поршнях. Незначительное повышение разности давления в картере двигателя и во впускном коллекторе создает на поршнях равнодействующую силу, которая приводит их в движение вокруг оси поворота наклонного диска, что уменьшает угол диска.
Поскольку в компрессоре V5 не используется реле переменного давления, то для того, чтобы не допустить низкой загрузки компрессора, применяется выключатель низкого давления. Этот выключатель также используется для отключения компрессора в холодную погоду.
На корпусе компрессора имеется сливная пробка. При снятии компрессора и сливе из него масла выверните пробку и слейте масло из резьбового отверстия. Чтобы полностью очистить компрессор от масла, необходимо также слить масло из всасывающего и выпускного каналов.


Функциональные узлы  системы

Компрессор

Типовая схема системы кондиционирования воздуха
Рис. 15.1. Типовая схема системы кондиционирования воздуха: а – хладагент под высоким давлением; b – газообразный хладагент под высоким давлением; с – хладагент под низким давлением; d – газообразный хладагент под низким давлением; 1 – компрессор; 2 – конденсатор; 3 – труба с хладагентом; 4 – расширительная труба (выпускная труба); 5 – испаритель; 6 – аккумулятор; 7 – пакет с осушителем; 8 – канал для отвода масла; 9 – перепускной клапан


Привод компрессора осуществляется ремнем от коленчатого вала через шкив сцепления. Шкив компрессора постоянно вращается, но не приводит в движение вал компрессора до тех пор, пока электромагнитная обмотка сцепления не возбудится. Для возбуждения обмотки сцепления подается напряжение, и узел диска сцепления со ступицей отодвигается назад по направлению к шкиву. Магнитная сила замыкает в один узел диск сцепления и шкив, в результате чего вал компрессора приводится в движение. Вращение вала компрессора приводит к тому, что в испарителе газообразный хладагент низкого давления сжимается и выходит из компрессора под высоким давлением (рис. 15.1). С хладагентом выходит также и охлаждающее масло, которое используется для смазки компрессора.

Перепускной клапан
Компрессор оборудован перепускным клапаном, который выполняет в системе роль предохранителя. При определенных условиях хладагент на напорной стороне может превысить расчетное рабочее давление. Чтобы предотвратить повреждение системы, клапан автоматически открывается при давлении приблизительно 3036 кПа. В некоторых случаях (неисправный выключатель высокого давления, не действует охлаждающий электрический вентилятор и т.д.) клапан может открыться и тогда следует устранить неисправность, которая стала причиной срабатывания клапана, а также при необходимости заменить масло и хладагент.

Сердцевина радиатора конденсатора
Блок конденсатора, расположенный перед радиатором, состоит из трубок, по которым течет хладагент, и охлаждающих ребер, которые обеспечивают теплообмен. Воздух, проходящий через конденсатор, охлаждает пар высокого давления, в результате чего он конденсируется и превращается в жидкость.

Расширительная трубка (вывод)
Пластмассовая расширительная трубка вместе с сетчатым фильтром и выводом расположена во входной трубе испарителя у разъема трубопровода. Она предназначена для ограничения высокого давления жидкого хладагента в трубопроводе и одновременно здесь происходит измерение потока хладагента к испарителю. Расширительная трубка и вывод с обеих сторон защищены от загрязнения сетчатыми фильтрами. При проведении технического обслуживания эта трубка неремонтопригодна и ее необходимо заменить на новую.
Когда двигатель выключен, а система кондиционирования работает, хладагент в системе будет проходить со стороны высокого давления расширительной трубки (вывода) к стороне низкого давления до тех пор, пока давление не выровняется. Это можно определить по слабому звуку текущей жидкости в течение 30–60 с, что является нормальным состоянием.

Сердцевина испарителя
Испаритель предназначен для охлаждения и осушения воздуха до того, как он попадает в салон автомобиля. Жидкий хладагент под высоким давлением протекает через расширительную трубку (вывод) в зону низкого давления в испарителе. Тепло проходящего через сердцевину испарителя воздуха передается на охлаждающую поверхность сердцевины и таким образом воздух охлаждается. Пока идет процесс теплообмена из воздуха на поверхность сердцевины испарителя осаждается вся влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на внешней поверхности сердцевины испарителя, а затем стекает в виде воды.

Аккумулятор

Аккумулятор
Рис. 15.2. Аккумулятор: 1 – вывод; 2 – входное отверстие для газообразного хладагента; 3 – вход; 4 – направляющая перегородка; 5 – внутренняя труба; 6 – пакет с осушителем; 7 – фильтр; 8 – расположение сливного устройства на трубе


Подсоединенный к выпускной трубе испарителя герметичный блок аккумулятора представляет собой контейнер для хранения хладагента, в который поступает газообразный и немного жидкого хладагента, а также охлаждающее масло из испарителя (рис. 15.2).
В нижней части аккумулятора находится влагопоглотитель проникающей в систему влаги. Сливное устройство также расположено около нижней границы выводящей трубы аккумулятора и по нему масло возвращается в компрессор. Резьбовое отверстие клапана Шредера со стороны низкого давления расположено в верхней части аккумулятора. При проведении технического обслуживания аккумулятор не ремонтируют, а заменяют новым.

Радиатор обогревателя
Радиатор обогревателя повышает температуру воздуха до того, как он попадет в салон автомобиля. Горячая охлаждающая жидкость двигателя циркулирует по сердцевине радиатора обогревателя и нагревает внешний воздух, проходящий через ребра сердцевины. Радиатор функционирует постоянно и может быть использован для сочетания работы в режиме кондиционирования, обогрева или вентиляции.

Регулировка основных  элементов системы

Блок управления

Ручки регулировки режимов кондиционирования воздуха: A – регулятор скорости вращения вентилятора; B – вентилятор выключен, при этом отсутствует поток воздуха; C – максимальное охлаждение достигается регенерацией воздуха в салоне автомобиля и подачей его через индивидуальные выводы пассажира; D – наружный воздух кондиционируется и направляется через индивидуальные дефлекторы пассажира; E – кондиционированный воздух направляется через индивидуальные и напольные дефлекторы, а также часть – на ветровое стекло; F – компрессор выключен, но наружный воздух проходит через индивидуальные дефлекторы пассажира; G – компрессор выключен, но наружный воздух поступает при следующем распределении: 80% – на пол, 20% – на ветровое стекло; Н – кондиционированный воздух распределяется следующим образом
Рис. 15.3. Ручки регулировки режимов кондиционирования воздуха: A – регулятор скорости вращения вентилятора; B – вентилятор выключен, при этом отсутствует поток воздуха; C – максимальное охлаждение достигается регенерацией воздуха в салоне автомобиля и подачей его через индивидуальные выводы пассажира; D – наружный воздух кондиционируется и направляется через индивидуальные дефлекторы пассажира; E – кондиционированный воздух направляется через индивидуальные и напольные дефлекторы, а также часть – на ветровое стекло; F – компрессор выключен, но наружный воздух проходит через индивидуальные дефлекторы пассажира; G – компрессор выключен, но наружный воздух поступает при следующем распределении: 80% – на пол, 20% – на ветровое стекло; Н – кондиционированный воздух распределяется следующим образом: 80% – на ветровое стекло, 20% – на пол; I – поворотный переключатель температуры регулирует температуру воздуха, поступающего в салон автомобиля


Типовая схема воздушного потока системы кондиционирования
Рис. 15.4. Типовая схема воздушного потока системы кондиционирования: 1 – антизапотеватель бокового стекла; 2 – заслонка подогревателя/антиобледенителя; 3 – заслонка высокого режима; 4 – радиатор отопителя; 5 – заслонка регулировки температуры; 6 – сердцевина радиатора испарителя; 7 – двигатель вентилятора; 8 – внешний воздух; 9 – рециркулируемый воздух; 10 – внешний воздух; 11 – камера повышенного давления воздуха; 12 – рециркулируемый воздух; 13 – заслонка входного канала; 14 – холодный воздух; 15 – горячий воздух; 16 – холодный воздух; 17 – горячий воздух; 18 – режим кондиционирования; 19 – двухуровневый режим; 20 – обогрев; 21 – антиобледенение; 22 – заслонка низкого режима; 23 – канал для кондиционирования воздуха; 24 – выпускные клапаны обогревателя; 25 – антиобледенение; 26 – обогрев; 27 – выпускные клапаны антиобледенителя


Элементы системы распределения воздуха
Рис. 15.5. Элементы системы распределения воздуха: 1 – регулятор положения зеркала; 2 – левый дефлектор; 3 – левая створка насадки воздуховода; 4 – левая створка насадки; 5 – гнездо воздуховода с левой стороны панели приборов; 6 – левый боковой размораживатель; 7 – левый боковой дефлектор; 8 – левый боковой воздуховод размораживателя стекла; 9 – левая панель воздуховода; 10 – левый дефлектор размораживателя стекла; 11 – левый воздуховод размораживателя стекла; 12 – правый дефлектор размораживателя стекла; 13 – правая панель воздуховода; 14 – правый боковой воздуховод размораживателя стекла; 15 – правый воздуховод размораживателя стекла; 16 – верхнее соединение блока; 17 – правый воздуховод; 18 – соединитель заднего воздуховода; 19 – левый воздуховод


Работа системы кондиционирования регулируется ручками на блоке управления (рис. 15.3). Сцепление компрессора и вентилятор подачи воздуха подсоединены к блоку управления. В режиме «ВЫКЛ» цепь вентилятора разомкнута, поток воздуха подается на одной из четырех скоростей, имеющихся в других режимах. Охлажденный и осушенный воздух подается в следующих режимах: максимальный, нормальный, двухуровневый и режим размораживания. В зависимости от положения ручки управления температурой на блоке управления регулируется температура подаваемого в салон воздуха. Эта ручка соединена тросом с заслонкой, которая регулирует поток воздуха, проходящий через сердцевину радиатора отопителя (рис. 15.4, 15.5). При перемещении ручки температуры по шкале скользящий зажим на тросе заслонки регулировки температуры может занять такое положение, при котором заслонка регулировки температуры будет работать в обоих крайних положениях. Положение заслонки не зависит от выбора режима. Трос управления заслонкой регулировки температуры крепится к правой стороне блока кондиционирования. Как только регулятор кондиционирования устанавливается в режим: максимальный, нормальный, двухуровневый или режим размораживания, включается электрический вентилятор радиатора. Эта дополнительная характеристика является частью функций регулятора кондиционирования, и она необходима для того, чтобы предотвратить перегрев компрессора и обеспечить более эффективную работу системы кондиционирования. Функциональная проверка системы кондиционирования приведена в таблице 15.1.

Таблица 15.1.
Функциональная проверка системы кондиционирования

Вакуумные линии

Схема вакуумной системы кондиционирования
Рис. 15.6. Схема вакуумной системы кондиционирования


Вакуумные линии собраны в соединительный узел, который крепится к вакуумному контрольному переключателю на блоке управления (рис. 15.6). В случае утечки или разрыва шланга нет необходимости заменять весь монтажный узел. Ремонт можно выполнить следующим образом: разрежьте шланг и вставьте пластмассовый соединитель. Если все-таки необходимо заменить шланг целиком, то отрежьте все шланги от соединительного узла, а затем прикрепите их непосредственно к вакуумному переключателю на блоке управления.

Вакуумная камера
При сильном ускорении разрежение во впускном коллекторе уменьшается, при этом контрольный клапан в вакуумной камере регулирует количество разрежения таким образом, чтобы при работе двигателя под нагрузкой его хватило на длительный срок.

Реле и выключатель высокого  давления
Выключатель высокого давления на стороне нагнетания, расположенный в задней части компрессора, представляет собой защитное устройство, предназначенное для предохранения от избыточного давления в компрессоре и уменьшения риска выхода хладагента через предохранительный перепускной клапан.
Находясь обычно в закрытом положении, выключатель разомкнет цепь при давлении на стороне нагнетания 2965 кПа ±138 кПа и вновь замкнет цепь при давлении 1375 кПа ± 345 кПа.
Выключатель низкого давления
Защиту компрессора обеспечивает выключатель низкого давления, который размыкает цепь, если зарядка низкая, а также выключает компрессор в холодную погоду. Выключатель расположен в трубопроводе.
Выключатель рулевого привода с усилителем
Для обеспечения устойчивой работы двигателя на холостом ходу при высоких нагрузках на рулевой привод от реле давления поступает сигнал на ЭМУ (электронный модуль управления), который включает системы регулировки работы двигателя для компенсации этих нагрузок.

загрузка...

Поиск по сайту

Карта Сайта